Есенин — один из величайших русских поэтов, представитель имажинизма и новокрестьянской поэзии. Стихотворения этого автора отличаются особой эмоциональностью, искренностью и простотой. Он не боялся открыто высказывать свое недовольство правительством, никогда не подбирал специальных красивых выражений и мог одним лишь словом произвести настоящий фурор как среди великосветских особ, так и в компании простолюдинов. Биография Есенина очень интересна.
Сергей Есенин — биография
Сергей Александрович Есенин — поэт Серебряного века, один из крупнейших лириков начала 20-го столетия. Большую часть творческой биографии работал в жанре крестьянской поэзии. Использовал приемы имажинизма — направления, которое ориентировалось на создание красочных образов.
Творчество Сергея Есенина можно назвать поистине уникальным. Поэтические произведения лирика не укладываются в стандартные рамки или представления об искусстве того или иного направления.
Есенин был человеком непостоянным, страстным и оттого непредсказуемым. В немалой степени это проявлялось в его стихах.
За годы творческой активности он писал о любви, воспевал Родину, русскую деревню. После радикальных перемен в стране из-под пера лирика выходили произведения на тему революции.
Есенин говорил о себе как о простом русском парне из деревни. Будучи по природе человеком страстным, он позволял себе очень многое. За что в итоге нажил репутацию пьяницы, скандалиста и хулигана. Эту сторону биографии Сергея Есенина часто замалчивают.
За относительно недолгую жизнь поэт успел несколько раз жениться и четырежды стать отцом.
Несмотря на все сложности характера, талант Есенина признают все. Поэта знают и любят не только в русскоговорящих странах, но и далеко за их пределами.
После себя он оставил солидное наследие, которое повлияло на дальнейшее развитие лирических жанров.
Содержание
Успех в Петрограде
Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком — настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами — Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.
С последним поэт очень сближается — их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга «Летопись», «Голос жизни», «Ежемесячный журнал». Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника «Радоница» в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.
Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».
Детство и юность
Будущий поэт Сергей Есенин появился на свет 3 октября 1895-го года по новому стилю. Он родился в Рязанской губернии, в селе под названием Константиновка.
Жизнь в деревне произвела на лирика сильное впечатление. До конца дней поэт с теплотой вспоминал о своем крае. Любовь к селу, малой родине нашла отражение в многочисленных произведениях Сергея Есенина.
Сергей Есенин в детстве
Мать и отец молодого человека не занимались искусством, творчеством. Оба были, что называется, рабоче-крестьянского происхождения.
Родителя будущего поэта звали Александр Никитич. В детские годы он пел в хоре, обладал хорошим голосом и перспективными вокальными данными. Однако дальше юношеских занятий дело не пошло.
Мать Есенина звали Татьяной Федоровной. Она также не имела никакого отношения к искусству и занималась домашним хозяйством.
Семья будущего лирика была бедной, супруги едва сводили концы с концами. Чтобы улучшить материальное положение отец устроился в мясную лавку. А затем выхлопотал себе хорошее место, стал приказчиком у московского дельца.
С одной стороны, благодаря новому назначения отец семейства начал зарабатывать гораздо больше. В кои-то веки финансовое положение супругов выровнялось. С другой же, мужчина почти не появлялся дома, долгое время пропадал на работе. Это стало причиной споров и конфликтов между родителями Есенина.
Маленький Сергей Есенин
Вскоре выяснилось, что мать изменяла супругу. В 1902 году на свет появился незаконнорожденный брат лирика, которого звали Александр. Он носил фамилию Разгуляев. В детстве Сергей Есенин не знал о его существовании. Так продолжалось долгие годы. Однако отец догадывался о многочисленных походах жены налево.
Отношения между супругами резко испортилось. Мать Сергея Есенина отдала будущего поэта под присмотр своим родственникам. За воспитание молодого человека взялись старшее поколение и дяди, которые в те годы еще не успели обзавестись семьями и все время отдавали юному Есенину.
Нельзя сказать, что этот период жизни лирика был простым. Совсем нет. Воспитание, которое давали старшие родственники, было в спартанском духе. С ним не церемонились. Ему помогали освоиться на лошади, а также в плавании.
Однако обучение шло очень уж радикальным способом. Например, Есенина бросали с лодки на середине реки и заставляли самостоятельно выплывать. Сказывалась бесшабашность молодых дядь, которые занимались юным поэтом.
Есенин в юности
В начале нового века родители Сергея Есенина расстались. Это событие лирик переносил очень тяжело. Однако личная жизнь вчерашних супругов не задалась. Не прошло и нескольких лет как они вновь сошлись и начали отношения с чистого листа. В будущем у Есенина появилось двое сестер: Екатерина (1905) и Александра (1911).
Несмотря на счастливый конец семейного конфликта, Сергей долгие годы не мог простить мать. Отношения с ней дали трещину после того как Есенин узнал о неверности родительницы. Молодой человек ревновал к незаконнорожденному брату.
Окончательно отношения матери и сына разладились, когда лирик заболел тифом. На тот момент ему было 16 лет. Поэт долгое время находился в беспамятстве, а когда открыл глаза, увидел, что мать шьет похоронный саван и совершенно не переживает о судьбе сына. Это событие настолько поразило поэта, что он на долгие годы прервал контакты с Татьяной Федоровной.
Помириться с матерью лирик сумел спустя длительное время. Уже в зрелый период биографии.
Несмотря на огромный талант, природную одаренность, Есенин был настоящим разгильдяем и хулиганом. В 9 лет молодого человека отдали в Константиновскую земскую школу. Тут он должен был получить систематическое начальное образование.
Сергей Есенин в подростковые годы
Известно, что молодой человек хорошо учился. Предметы давались ему очень просто. С другой стороны, педагоги совершенно не знали, что делать с нахальным и непослушным учеником.
Чтобы усмирить нрав Есенина, наказать юного строптивца как-то его оставили на второй год. Однако это не помогло.
Несмотря на все проблемы, Есенин вышел из школы с отличными оценками. Это говорило о высоком интеллекте и хороших знаниях молодого человека. На момент выпуска ему исполнилось 14 лет.
Время от времени Сергей приезжал на каникулы домой, к родителям. В своем краю он был частым гостем местного священника, который имел в распоряжении большое собрание книг.
Есенин не был прилежным учеником, но когда дело касалось его интересов, он мог заниматься дням напролет. Таковым очень скоро стало чтение. Любовь к литературе помогла молодому человеку сформироваться и открыть в себе творческий талант.
После получения базового образования, Сергей Есенин поступил в церковно-приходскую школу, в которой одновременно готовили учителей. Родители хотели, чтобы тот стал педагогом. Однако у молодого человека были совсем другие планы.
С. Есенин в молодости, фото 1912 г.
В 1912-м году он выпустился из школы. После чего отправился в Москву, чтобы найти себя. Жизнь в крупном городе, вдалеке от дома была трудной и полной тягот.
Есенин обратился за помощью к отцу. Тот устроил сына в мясную лавку. Однако творческому человеку такая работа не подходила. Она была рутинной и скучной. Это совсем не то, чем Есенин хотел заниматься.
Молодой Есенин с гармошкой
Очень скоро Сергей Александрович уволился и нашел место в типографии. Именно благодаря занятиям печатным делом молодой человек познакомился с крупными поэтами и литераторами того времени. Он сдружился с членами Суриковского кружка.
Желая приобщиться к искусству, Есенин понял, что хочет продолжить образование. Совсем скоро, в 1913-м году он поступил в Московский народный университет на историко-философский факультет.
Однако полноценным студентом Сергей не был. Он стал вольным слушателем и много времени уделял самообразованию.
Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»
Творчество
Творческая биография Есенина началась в нулевые 20-го века. Первые шаги в высоком искусстве Сергей Александрович делал в годы учебы в церковно-приходской школе.
На тот момент стихотворения молодого человека не были связаны с крестьянской жизнью, темами деревни и родного дома. Они имели, если можно так сказать, общедуховную направленность. Пока еще Есенин не был уверен, насколько серьезно его увлечение творчеством.
После переезда в Москву тяга к стихотворному искусству переросла в нечто большее. Молодой человек стремился учиться и развиваться. Глядя на лирику Есенина в те годы, можно заметить, что он все активнее использовал метафоры, образы. Приемы, которые присущи направлению имажинизма.
Ими в той или иной мере Сергей Александрович будет пользоваться и в поздние годы творческой активности.
Долгое время кумиром молодого поэта был А. Блок, стихами которого тот зачитывался. Этот лирик сыграл большую роль в формировании собственного стиля и художественного мировоззрения Есенина.
Чуть позже Сергей Александрович отступился от привычной манеры письма и перешел к новокрестьянской лирике. В зрелом творчестве поэта прослеживаются уже привычные мотивы, которыми он стал знаменит в будущем.
Фото: Сергей Есенин в молодости
В годы раннего профессионального творчества Есенин чувствовал себя неуверенно. Первое произведение, которое увидело свет и было напечатано называлось «Береза». За публикацию стихотворения взялся журнал «Мирок». Событие произошло в 1914-м году.
Молодой и неуверенный поэт не решился подписать произведение своим настоящим именем и использовал псевдоним Аристон. Интересно, что так звали одного из древних царей, а также отца философа Платона.
В начале 10-х годов Есенин познакомился с представителями школы модернизма. Они были крупными фигурами русской поэзии того времени. Среди новых друзей Сергея Александровича выделялись Зинаида Гиппиус, А. Блок, а также С. Городецкий.
Близкое знакомство с поэтами, коллегами по цеху, сказалось и на творчестве Есенина. Под влиянием лириков он написал цикл произведений, которые в 1916-м году вошли в сборник «Радуница». В отличие от прочих стихотворений, тут отчетливо прослеживалось влияние модернизма.
Поэт Сергей Есенин
С этого момента поэт продолжает творческие эксперименты. Он становится все более известным и популярным. Не только в кругах интеллигенции, но и среди прочих читателей. Меняется также и имидж самого лирика. Он выбирает новый стиль, элегантно одевается.
Сказалось влияние его близкого знакомого, «опекуна» Николая Клюева или же такое решение принял сам Есенин — точно сказать нельзя.
Как бы то ни было, стихотворения за авторством Сергея Александровича становятся все более востребованными и читаемыми. Его деятельность в искусстве высоко оценивают и коллеги по цеху. Те же Городецкий и Александр Блок.
В 1915-м году молодой поэт написал стихотворение «Черемуха», где тонко передал образ дерева, которое больше походило на человека.
Талант Сергея Есенина признают все. Он приобретает небывалую популярность и известность. Доходило до того, что произведениями за авторством лирика зачитывалась сама императрица Александра Федоровна, жена Николая II. Она приглашала поэта в Царское село, чтобы тот лично зачитал свои произведения членам императорской семьи.
После совершения Октябрьской революции все ждали перемен к лучшему. Есенин не стал исключением. Он рассматривал грядущую трансформацию страны с царским режимом в своего рода «мужицкий, крестьянский рай».
Собственные чаяния молодой человек отражал в искусстве. Вскоре после смены власти, коренного слома старого порядка на свет появился сборник «Преображение».
Цикл произведений читатели и члены творческого сообщества приняла неоднозначно. Одни — хвалили, другие — ругали и критиковали.
Сергей Есенин за работой
Есенин продолжал заметно меняться. Трансформировалась его личность, мировоззрение. Некогда религиозный поэт позже чуть ли не отрекался от церкви и веры в бога. Творческой развитие Сергея также идет огромными темпами. Просматриваются совершенно новые мотивы.
К концу 10-х годов Есенин знакомится с творческой группой «Скифы», а также Андреем Белым. Вновь чувствуется влияние новых друзей, коллег по цеху.
В 1918-м году в свет выходит следующая редакция сборника «Радуница». В тот же период из-под пера молодого поэта появляется цикл стихотворений «Голубень». Лирик продуктивно работал и всего через 2 года, в 1920 выпустил еще один сборник, который получил название «Сельский часослов».
Вскоре Есенин все больше начал отходить от привычной ему крестьянской поэзии. Ей на смену окончательно пришел имажинизм. Также в творчестве лирика прослеживались футуристические тенденции, наподобие тех, которые активно поддерживал Борис Пастернак.
В начале нового тысячелетия Сергей Есенин собирает собственную творческую группу. Ее члены активно и часто выступали перед многочисленными слушателями. Были очень популярны и востребованы.
Поэт Есенин
В 1919-м году поэт пробует себя в нетипичной роли, он готовит полуфилософский трактат «Ключи Марии», где рассуждает об искусстве и творчестве в целом, изящной словесности в частности.
После теоретической работы на свет появилось стихотворение «Сорокоуст». А следом — поэма «Пугачев», которая посвящалась знаменитому крестьянскому восстанию Екатерининских времен.
В 20-е годы Есенин познакомился с Анатолием Мариенгофом, коллегой по цеху, который в очередной раз стал тем, кто дал Есенину толчок в творческом развитии.
Москва, 1920 год. С. Есенин, В. Шершеневич, И. Грузинов, А. Мариенгоф, Ф. Шерешевская
В 1921 из-под пера Сергея Александровича выходит произведение «Исповедь хулигана». В тот же период в свете появляется цикл стихотворений «Трерядница». Через 2 года читатели могли ознакомиться со сборником «Стихи скандалиста».
1924-й становится особенно продуктивным в творческой биографии Сергея Есенина. Из-под пера тогда уже известного лирика выходит большой цикл произведений: «Москва Кабацкая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Сергей Александрович Есенин
Последнее вошло в сборник «Персидские мотивы», который был опубликован в том же году. Крупным успехом становится стихотворение «Письмо матери».
Источниками идея, вдохновения Есенина можно назвать многочисленные путешествия. В 20-е годы лирик успел побывать на Кавказе, ездил в Среднюю Азию, на Урал. Бывал в Европе, крупных странах западной части континента. Посчастливилось поэту посетить и Соединенные Штаты.
Новые места, приятные знакомства оставляли в душе лирика неизгладимый след. Яркие события жизни, впечатления он использовал для создания знаменитых произведений.
К концу биографии поэт поссорился с Мариенгофом и стал терять интерес к имажинизму как к основному направлению своего творчества.
У Есенина как человека искусства был сильный оппонент — Владимир Маяковский. Их отношения были и остаются предметом многочисленных дискуссий, споров и мифов.
Если отбросить нереалистичные версии, большинство исследователей считает, что между Маяковским и Есениным никогда не было открытой вражды. Хотя они представляли диаметрально противоположные творческие стороны. Речь идет о критике, соперничестве, которое позже переросло в отстраненное уважение.
Помимо собственно творческой деятельности Сергей Есенин продавал книги. У него была лавка. Торговля требовала относительно мало времени, лирик мог свободно заниматься искусством. С другой же стороны, приносила неплохие деньги.
Жизнь Есенина была довольно короткой. Но за столь малое время он оставил колоссальное наследие: несколько десятков стихов и сборников произведений, которые известны на весь мир.
Поэт в «передовой линии имажинизма»
Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин (справа) и поэт Леонид Каннегисер. 1915. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин (справа) и поэт Николай Клюев. 1916. Фотография: cameralabs.org
На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».
Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».
Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.
Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».
Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью», а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1.
Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев», сделал наброски поэмы «Чёрный человек».
Отношения с советской властью
После становления нового государства Есенин воспринял грядущие перемены с восторгом. Даже когда надежды не оправдались, он реагировал на трансформацию строя спокойно и адаптировался к новой жизни.
Власть высоко ценила поэта, которого считали одним из самых талантливых лириков во всем Советском Союзе. После ссоры с Мариенгофом и разочарования в имажинизме Есенин начал много пить.
Не проходило и дня, чтобы поэт не дрался и не дебоширил. На него заводили уголовные дела, но хода им не давали. Тут же закрывали.
Молодой Сергей Есенин
В адрес главы ГПУ Феликса Дзержинского шли многочисленные просьбы о спасении поэта, который нещадно себя губит. Сохранилось одно из писем, в котором политический деятель, Х.Г. Раковский просил главу ГПУ направить Есенина в санаторий и приставить к нему сотрудника службы, чтобы тот не давал ему пить.
Дзержинский, как ни странно, отреагировал на просьбу. Но найти поэта так и не удалось.
Действия властей говорят о том, что лирика высоко ценили и оберегали. Что случалось не так часто. Учитывая бунтарский характер и душ большинства поэтов Серебряного века.
Интерсная биография Есенина по датам
Появился на свет светоч русской поэзии 21.09.1895 года в далекой Рязанской губернии (село Константиново). Мать Есенина была крестьянкой, отец уезжал на заработки в столицу, работал в типографии. Кроме сына, в семье Есениных были еще две сестры.
Начало учебы русского поэта прошло в земском училище, где он проучился пять лет. Окончив училище, поэт поступает в церковноприходскую школу, а в 1913 году покидает родную губернию и уезжает в Москву с целью поступить в университет Шанявского. В эти годы Сергей Александрович уже пробует себя на поэтическом поприще. Во время посещения Петрограда он нашел возможность встретиться с уже популярным в северной столице поэтом Александром Блоком и декламирует ему свои произведения. Эта встреча очень помогает ему в дальнейшем творчестве. Там же он начитает общаться с поэтами, занимающимися новым «ново крестьянским» направлением.
В Москве поэт живет на Большом Строченовском переулке, служит помощником корректора (подчитчиком) в «Сытинской» типографии на Пятницкой, там и знакомится со своей будущей сожительницей Анной Изрядновой. У них родился первенец Юрий. В 1916 году издается первый сборник стихов поэта, названный «Радуница». Именно он приносит известность поэту. Основной темой Есенина неизменно оставалась Родина – крестьянская Русь, любовь к которой он пронес через всю свою короткую, но яркую жизнь.
С 1914 года его произведения печатают в детских изданиях. Признание быстро настигла поэта. Выходят в свет его книги «Голубень» и «Преображение». Его произведения, хотя и своеобразно, отмечает великий Максим Горький. Позже, в двадцатых годах, Есенин увлекается еще одним поэтическим направлением – имажинизмом, став одним из создателей этого «ордена», и выпускает в этом стиле несколько сборников.
1920 год был «богат» на «вирши» автора. Выходят поэмы: «Страна негодяев», «Черный человек», «Русь уходящая», «Русь советская» и другие. Поэт занимается и изданием своих произведений и их продажей, сам арендует лавку на Большой Никитской.
Личная жизнь поэта была не менее увлекательной, чем творчество. С первой гражданской женой он прожил мало, так как очень увлекся Айседорой Дункан – яркой и талантливой танцовщицей, с которой много путешествовал. Но внезапно вспыхнувшая страсть так же резко погасла, поэт вернулся в Москву, а позже уезжает в путешествие по Закавказью. Издается сборник его стихов «Персидские мотивы», стихотворения «Письмо к женщине», «Письмо матери» и «Русь уходящая».
Вскоре Есенин женится на Зинаиде Райх, подарившей ему двоих детей, однако и он распался.
Последний брак – с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой – был несчастливым. У него начались проблемы с властями, критика его разгульного образа жизни в печати, поэтом овладела алкогольная зависимость, на него заводят уголовное дело. Обеспокоенная супруга с помощью Раковского определяет его в платную клинику для психических больных.
21.12.1925 года поэт покидает больницу, забрав все сбережения, выезжает в Ленинград, где через неделю его находят мертвым в гостинице «Англетер». По одной из версий он повесился, по другой убийство было организовано сотрудниками ОГПУ.
Личная жизнь
С.А. Есенин был женат трижды.
Первой супругой тогда еще начинающего поэта стала Анна Изряднова. С ней он познакомился в типографии, куда устроился после мясной лавки.
В 1913-м году гражданские супруги стали жить вместе. От этого союза на свет появился сын Юрий Есенин. Его судьба сложилась трагически. В 1937-м его репрессировали и по ложному доносу расстреляли.
Анна Изряднова с сыном
В 1917-м году в личной жизни Сергея Есенина появилась актриса Зинаида Райх. Брак продолжался вплоть до 1921-го, когда поэт подал на развод. У супругов было двое детей. Первой родилась дочь Татьяна (1918), которая стала журналисткой. Вторым на свет появился сын Константин (1920). Он трудился инженером, а затем работал в публицистике.
Зинаида Райх с детьми
В 1921-м году Сергей Есенин встретил танцовщицу Айседору Дункан, на которой женился в 1922. Супруга не знала русского, а он — английского. Тем не менее, их роман бурно развивался. Отношения остыли в 1923-м, после чего последовал скорый развод.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В том же году Есенин заинтересовался Августой Миклашевской. Но по признанию самой женщины, которое она сделала много лет спустя, их отношения были чисто платоническими.
Сергей Есенин и Августа Миклашевская
В 1923 же в жизни поэта появилась Надежда Вольпин. От этого союза родился единственный сын пары, его назвали Александром (1924). В будущем он стал крупным ученым-математиком. Перебрался в штаты.
Надежда Вольпин с сыном
Сын Есенина умер не так давно, в 2021, совсем немного не дожив до 92-х лет.
Уже в 1925-м году Есенин встретил последнюю избранницу. Ей стала Софья Толстая, которая приходилась внучкой знаменитому Льву Толстому.
Сергей Есенин и Софья Толстая
Все три брака так и не принес Сергею Александровичу счастья. Он оставался одиноким и ни с кем не чувствовал духовной близости.
Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России
Ранние годы
Сергей научился читать достаточно рано — в возрасте 5 лет. В возрасте 8-9 лет уже предпринимает попытки писать стихи, похожие больше на частушки.
Болезнь и смерть поэта
Алкоголизм известного лирика становился все сильнее. С. А. Есенин шел на радикальные поступки. Так, незадолго до кончины он снял все деньги со сберегательной книжки и решил переехать из Москвы в Ленинград. В северной столице он временно поселился в гостинице.
27 декабря 1925 поэт написал последнее в жизни произведение, которое называлось «До свиданья, друг мой, до свиданья». А буквально на следующий день его нашли мертвым в собственном гостиничном номере.
По официальной версии Сергей Есенин умер от асфиксии, он совершил самоубийство, повесился в возрасте 30-ти лет.
Посмертное фото Есенина
Однако с самого момента гибели известного лирика не утихают споры. Многие отказываются верить, что поэт покончил с собой. Есть обоснованные версии убийства, однако подтвердить их пока не удается.
Как бы то ни было, последнее пристанище Сергей Есенин нашел на Ваганьковском кладбище в Москве.
Сергей Есенин. Тайна гостиницы «Англетер»
Переезд в Москву
После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.
Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…
Интересные факты
- Окончив образование, поэт мог стать учителем. Но такая перспектива его совершенно не интересовала.
- Первое стихотворение Есенин опубликовал под псевдонимом Аристон. Он не был уверен в своих силах.
- Несмотря на все творчески качества, природный дар, у Есенина был один серьезный недостаток — он много пил.
- Был женат несколько раз. В официальном браке нередко ходил налево, искал интрижек на стороне.
- Он один из первых русских поэтов нанял литературного секретаря.
- Дебютные стихотворения Есенин написал в 9 лет.
- Версия о самоубийстве лирика до сих пор не доказана.
- Основным противником, творческим оппонентом Есенина был Маяковский.
- Какой-то период поэт был вегетарианцем.
- В годы Первой Мировой лирик служил санитаром.
- Рядом с мертвым Есениным находилась записка. Вместо чернил использовалась кровь.
«О себе». Октябрь 1925 г.
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
Произведения
- Радуница
- Иисус-младенец
- Голубень
- Сельский часослов
- Преображение
- Голубень
- Ключи Марии
- Руссеянь
- Трерядница
- Триптих. Поэмы
- Россия и Инония
- Иисус-младенец
- Исповедь хулигана
- Ржаные кони
- Преображение
- Трерядница
- Радуница
- Пугачёв
- Стихи скандалиста
- Москва кабацкая
- Русь советская
- Страна советская
- Песнь о великом походе
- О России и революции
- Берёзовый ситец
- Персидские мотивы
Автобиография Есенина от 1923 г.
Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.
Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.
Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.
Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.
После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».
Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.
В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.
При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.
Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.
1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.
Окружение
В юные и молодые годы Сергей Александрович очень хотел пробиться в литературный мир, закрепиться в нем и получить признание. Он много учился, старался издавать свои стихотворения и заводить нужные знакомства. Еще первые свои работы Есенин зачитывал известному поэту Александру Блоку и группе его коллег. В дальнейшем он объединился с литераторами, которые называли себя «новокрестьянскими поэтами» — тогда Есенин и получил широкую известность.
Примерно в то же время (Сергею Александровичу было около 20 лет, и он только закончил учиться) Есенин в Петрограде – так назывался нынешний Санкт-Петербург – знакомится с известными в мире литературы людьми. Среди них были С. М. Городецкий, Л. И. Каннегисер, Н. А. Клюев, З. Н. Гиппиус. Со многими этими поэтами и писателями Сергей Александрович общался в течение всей дальнейшей жизни.
В 1915 году Максим Горький писал о том, что Петроград встретил Есенина очень восторженно. Однако это не было положительной оценкой самого поэта или его поклонников: Горький говорил о том, что творчество Сергея Александровича нахваливают как-то слишком уж сильно и неискренне. Однако вскоре и сам Горький оценил стихотворения, которые писал Есенин. В дальнейшем он неоднократно становился их издателем, и писатели на протяжении всей жизни Сергея Александровича (Горький был старше Есенина на 27 лет и пережил своего коллегу более чем на 10 лет) интересовались творчеством друг друга, переписывались и общались.
Эпоха и нравы
Жизнь Сергея Александровича Есенина пришлась на трудный для нашей страны период. В последние годы XIX века и в самом начале XX века разрушалась монархическая система. Люди стремились свергнуть императорскую власть, но никто не представлял, что «чудесное» избавление будет сопровождаться двумя кровавыми революциями, которые принесут многим страдания. К тому же, после переворота начались репрессии и жесткая цензура: далеко не всем, кто жаждал изменить Россию, пришлись по душе идеи большевиков.
В год, когда произошли обе революции (1917), Есенину было 22 года. Он был молод, его карьера активно развивалась, и отказ писать стихотворения в честь царя в начале 1917 года могли сильно ее испортить. Есенина даже отправили на фронт в дисциплинарный батальон за его вольнолюбие, но уехать туда поэт просто не успел – в феврале царская власть была свергнута, и все решения отменены.
Февральскую революцию Сергей Александрович встретил восторженно. Он писал стихотворения с ее образом и поддерживал новые идеи. Однако сам же он потом говорил, что такое его сочувствие к происходящему было скорее стихийным, чем сознательным.
Октябрьскую революцию, после которой к власти пришли большевики, Есенин также встретил с воодушевлением. Идея создания Советской России была ему близка, хотя изменения крестьянского быта он переживал тяжело. Он испытывал ностальгию по сельской жизни, характерной для его детских и юных годов, и даже написал печальную поэму «Сорокоуст».
Начало творческого пути
Творчество Есенина не всегда характеризовалось лирическими нотками. Первые произведения Сергея были по своей направленности духовными. Лишь после переезда в Москву поэт начал формировать свой уникальный стиль.
Главные его особенности: русский символизм, большое количество переносных и прямых образов, красивых метафор, новокрестянская образность. Вдохновлялся Есенин работами А. Фета. Этот великий литератор вдохновил Сергея в честности на написание «Березы». Напечатан стих был в 1914 г. под псевдонимом Аристон. Публикация появилась в издании «Мирок».
В 1916-ом была выпущена первая книга Есенина. Ее он написал в городе Петроград, который свел молодого человека с А. Блоком, С. Городецким, Д. Философовым, З. Гиппиусом. В «Радунице» писатель обратился к русскому модернизму, сделал акцент на параллелях между духовным и природным. Стиль поэта продолжал трансформироваться, становиться более элегантным. Его творческий рост отразился и на внешнем облике Сергея. Он начал одеваться по последней моде, заботиться о своем образе.
К тому моменту он уже успел прославиться. С работами его были знакомы даже члены царской семьи, в частности, Александра Федоровна. Императрица приглашала Есенина в свои владения, чтобы тот выступал со своими стихами перед ее наследницами.
Полезные связи позволили Сергею в период призыва получить назначение в военно-санитарном поезде No 143. Война свела поэта с «новокрестьянскими поэтами». Есенин одновременно служил и продолжал работать над новыми стихами.
Со временем поэт смог оставить след в истории – его имя стоит в одном рядус такими личностями, как Константин Бальмонт, Василий Жуковский и Михаил Лермонтов. Есенину посвящали стихи Александр Солженицин и Марина Цветаева.