Россия, Рязанская область, Кораблино, Шахтёрская улица, 21, 3 этаж
Телефон:
+7 (491) 435-00-39
Пн-пт: 08:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Наталье Варлей — 74: как живет известная актриса с 8 кошками, и ее замужества с сыном Нонны Мордюковой и ровесником своего сына

Актриса сыграла в 98 фильмах, но, пожалуй, ни одна роль не за.

Бывшая эквилибристка быстро снискала славу актрисы и радовала нас своим появлением на экране — «Вий», «12 стульев», «Три дня в Москве», «Гостья из будущего» и много других прекрасных фильмов с ее участием можно смотреть снова и снова. 22 июня ей исполнилось 73 года, но как и прежде она удивляет своей красотой и блеском в глазах.

image Наталья Варлей в фильме «Кавказская Пленница»

Согласно семейному преданию фамилия Варлей — валлийская. Предки Натальи приехали в Россию из Уэльса. В девятнадцатом веке некий фабрикант приехал в Россию, привезя с собой конюшню. В ней были два брата жокея по фамилии Варлей, они остались в России и женились на русских девушках.

Будущая «комсомолка, спортсменка и просто красавица» родилась в румынском городе Констанца — в крупнейшем морском порту Черноморского побережья Румынии. Там в 1947 году служил ее отец, который был капитаном корабля.

Наталья Варлей в детстве

Своё детство Наталья провела в столице Заполярья городе Мурманске. Она была очень одарённой девочкой. Уже с четырёх лет начала писать стихи, хорошо рисовала, а позже поступила в музыкальную школу.

Наталья Варлей

Из-за проблем со здоровьем ей нельзя было посещать в школе уроки физкультуры. Но запретный плод, как известно сладок, и Наташа сначала поступила в детскую цирковую студию, а в 18 лет уже закончила цирковое училище и стала артистка-эквилибристка. Она устроилась работать в цирке. И уже там её приметили и стали приглашать на съёмки в кино.

Наталья Варлей на арене цирка, 1960-е

Биография

Годы не властны над Натальей Варлей: миллионы телезрителей угадывают в актрисе черты той самой студентки Нины из любимой гайдаевской комедии «Кавказская пленница». На фото у артистки та же лучезарная улыбка, а в жизни – неуемный нрав, что и в молодости. Хотя сама Варлей говорила, что образ отважной девчонки, которая и из окна сигает, и в ледяную воду ныряет, сыграл в карьере не лучшую роль, закрыв дорогу к другим проектам.

Владимир Тихонов, второй супруг актрисы

В 1971 году Наталья влюбилась в сына звездной пары Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова Владимира. Однако вскоре выяснилось, что, помимо нежных чувств к Наташе, Владимир жил во власти пагубного пристрастия к алкоголю.

Наталья Варлей и Владимир Тихонов

На момент развода Варлей поняла, что ждет ребенка. Сын Натальи Варлей и Владимира Тихонова родился в 1972 году. Хотя за спиной женщины судачили, что Василий – сын однокурсника Натальи Константина Райкина, а не Тихонова.

Наталья и сын Василий

Детство и юность

Год рождения будущей «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» – 1947-й. На свет Варлей появилась в Румынии, в городе Констанца. В младенческом возрасте Наташа успела побывать в Москве и Ленинграде. Затем семья отправилась на Дальний Восток, а уже позднее осела в Заполярье. В Мурманске отца Владимира Викторовича – участника войны, офицера ВМФ – назначили замначальника местного пароходства. Кроме Натальи, родители воспитывали младшую дочь Ирину.

Ряд источников в графе о национальности актрисы указывает – русская. О чем на самом деле судить сложно. От отца у Натальи немецкие и валлийские корни. По семейной легенде, в XIX веке в Россию из Уэльса переехал фабрикант, вместе с конюшней и слугами. С ним перебрались и 2 брата-жокея по фамилии Варлей, взявшие в жены русских невест. Не обошлось без иностранцев и по маминой линии: Ариадна Сергеевна Сенявина – потомок инженера французского происхождения Барбота де Марни.

View this post on Instagram

A post shared by Открытки СССР (@otkrytkisssr)

По окончании 8-го класса Наталья поступила в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Став дипломированной эквилибристкой, выступала со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым в цирке на Цветном бульваре. Благодаря коллеге Варлей очутилась на съемочной площадке.

Потомки древних кельтов

Наталья Варлей с матерью Ариадной Сергеевной на 19-м километре под Владивостоком. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

Наталья Варлей (слева) с двоюродной сестрой Ларисой. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

Наталья Варлей в детстве. 1955 год. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

Среди предков Натальи Варлей по линии отца были состоятельные поволжские немцы Рейнеке и английские коннозаводчики с валлийской фамилией Варлей. Последние приехали в Российскую империю в XIX веке из Уэльса. Вскоре обрусели и завели здесь свои семьи.

По долгу службы отца, Владимира Варлея, который работал капитаном дальнего плавания, семья часто меняла место жительства. За первые три месяца жизни Наталья Варлей побывала в четырех городах. Она родилась в румынском Констанце в 1947 году. Затем был Ленинград — родной город ее матери, Ариадны, внучки горного инженера Евгения Барбота де Марни. После Варлеи отправились в Москву, откуда был родом отец.

В детстве Наталья Варлей любила читать, писать стихи и рисовать. Родители увидели в дочери творческие способности и отправили ее в музыкальную школу. Но проучилась она там недолго. Сначала на некоторое время семья переехала во Владивосток, а затем — в Мурманск, где отца назначили заместителем начальника местного пароходства. Сюда они приехали с еще одним ребенком — в 1953 году родилась младшая дочь Ирина. В этом городе семья задержалась на семь лет, здесь же Наталья Варлей продолжила обучение в первом классе.

А вот учебу вспоминаю с ужасом — не потому, что она давалась с трудом — нет, я всегда была отличницей! — а потому что не было сил утром встать и идти не просто в школу, а куда-то в полярную ночь и в северный мороз!!!.. Я и вообще-то не ранняя пташка… а тут… Меня вытаскивали из теплой постели, тщетно пытались накормить завтраком — но не могли соблазнить даже кусочком моей любимой копченой колбасы, — укутывали и волоком тянули сквозь ледяной ветер и вьюгу в школу!..

Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»

Фильмы

На арене цирка обладающую миниатюрной фигурой (рост 150 см), гибкую и юную Наташу заметил приятель Енгибарова, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. На предложение сыграть в эпизоде сатирической комедии «Формула радуги» Варлей ответила согласием. Так началась кинематографическая биография артистки.

На съемках «Формулы радуги» Наталья Варлей попала на глаза ассистентке Леонида Гайдая, которая и пригласила девушку на пробы нового комедийного проекта «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Полтысячи претенденток на образ студентки Нины циркачка оставила позади.

О главной роли у профи, делавшего неизвестных актрис звездами первой величины, мечтали Наталья Кустинская, Марианна и Анастасия Вертинские, Валентина Малявина и Наталья Фатеева. Но Леонид Иович остановил выбор на молодой и непосредственной Варлей, которую комедия превратила во всесоюзную любимицу. Кинохит стал визитной карточкой знаменитости.

View this post on Instagram

A post shared by КЕЛЬЯ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА (@spyridonrimini)

В последовавшие десятилетия фильмография пополнилась культовыми картинами «12 стульев» (Лиза), «Вий» (Панночка), «Семь невест ефрейтора Збруева» (Галина Листопад), «Гостья из будущего» (тренер Марта Скрыль). Сама Наталья Варлей выделяет социальную драму «Ливень», где сыграла порядочную продавщицу Нази, которую жизнь вгоняет в депрессию и заставляет разочароваться в людях.

В «лихие» 90-е, когда российский кинематограф переживал жесткий кризис, Варлей озвучивала зарубежных киноактрис. Голосом россиянки заговорили персонажи Софи Лорен, Катрин Денев, Мерил Стрип, Вероники Кастро. Наталья Владимировна озвучила 2 тыс. проектов. Из немногих работ с участием Варлей, вышедших в этот период, зрители отметили фильм-сказку «Волшебник Изумрудного города», где артистка сыграла Бастинду.

View this post on Instagram

A post shared by Дмитрий Лисковский (@dmitriy130769)

С тех пор поклонники видят актрису не в новых фильмах, а лишь в телепередачах. В марте 2021 года звезду советского кинематографа пригласили в шоу «Привет, Андрей!». Выпуск был приурочен к Международному женскому дню. В студии выяснилось, что в числе почитателей Натальи Владимировны – популярный итальянский исполнитель Робертино Лоретти. Певец, присутствовавший в студии, признался, что в молодости хотел жениться на такой красивой девушке.

Под куполом цирка, или Дебют в кино

Наталья Варлей под куполом цирка на трапеции. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

Наталья Варлей в цирке. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

Наталья Варлей в юности. 1963 год. Иллюстрация из книги Натальи Варлей «Канатоходка. Автобиография». Москва: издательство «Эксмо», 2018

В конце 1950-х годов семья вернулась в Москву. Однажды Наталья Варлей вместе с матерью пошла в цирк на Цветном бульваре. На кассе Варлей прочитала объявление о наборе детей в цирковую студию, и уже через несколько дней начинающая артистка отправилась туда поступать. Даже несмотря на отсутствие специальной подготовки, ее приняли.

После окончания школы Наталья Варлей продолжила обучение цирковому искусству профессионально. В 1965 году она окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Еще два года после этого она работала эквилибристкой, гастролировала с известными артистами цирка: велофигуристом Яном Польди, акробатом-антиподистом Геннадием Горловым, клоуном Леонидом Енгибаровым и многими другими. Благодаря последнему Наталья Варлей и попала в кинематограф.

В 1966 году на одном из представлений под куполом в Одессе она познакомилась с режиссером Юрием Юнгвальд-Хилькевичем, который дружил с Енгибаровым. В своей книге «Канатоходка. Автобиография» актриса вспоминала: «Юра позже мне рассказывал (и потом повторял во всех интервью): «На арену вышло неземное существо! Нежная кожа! Блестящие волосы!.. Глаза!.. Улыбка!.. Неземное существо оторвалось от земли и полетело!..» Не представляю, как он это всё увидел издалека…»

На следующий же день режиссер пригласил юную эквилибристку поучаствовать в съемках своего первого фильма «Формула радуги». Там Наталье Варлей досталась роль медсестры, которая стала для нее дебютом в отечественном кинематографе. Но сама актриса считает своим первым опытом в кино главную роль в короткометражке выпускника ВГИКа Эльера Ишмухамедова по мотивам рассказа Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». Это было в 1962 году, когда она окончила первый курс.

Во время съемок у Юнгвальд-Хилькевича на начинающую актрису обратила внимание Татьяна Семенова — ассистентка режиссера Леонида Гайдая. Она и пригласила Варлей на «Мосфильм» на пробы в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Музыка и книги

Выходя на театральные подмостки и киноплощадки, Наталья Варлей не забросила детское увлечение поэзией, но написанные стихи не публиковала, а читала знакомым. Чтобы выйти на профессиональный уровень как поэтесса, училась в единственном в Союзе Литературном институте имени А. М. Горького, который окончила с отличием. Позднее выпустила 2 сборника стихотворений.

В 2021 году увидела свет откровенная автобиография актрисы «Канатоходка». Написать книгу Наталью Владимировну побудила «не ложь, а приблизительность, перемешанная со сплетнями, вымыслами и домыслами, немножко разбавленная реальными фактами».

Со страниц читатели узнали, с какой легкостью юная циркачка согласилась предстать в купальнике на просмотре у Гайдая, поскольку это была привычная одежда для эквилибристки. Немало поклонников шокировало признание Варлей о домогательствах со стороны режиссера.

Наталья Варлей и Валерий Меладзе — «Ямайка»

Выходило так, что, получив отказ, Леонид Иович решил переозвучить Нину и поручил это дело Надежде Румянцевой, которая, как считает Варлей, потом старалась «примазаться к славе» фильма. По счастью, отношения Натальи Владимировны и Гайдая не испортились, и под конец жизни постановщик попросил прощения у любимой артистки за ту поспешность.

Варлей – разносторонне одаренный человек. Наталья Владимировна – актриса, поэтесса, вокалистка и телеведущая. В начале 1990-х она записала диск «На высшей точке единения», спев синглы на собственные стихи. Музыку сочинил композитор Николай Шершень. В новогоднем шоу «Старые песни о главном – 2», вышедшем в конце 1996 года, фанаты оценили дуэт с Валерием Меладзе. Зрителям также запомнилась Алена Свиридова, одновременно сыгравшая продавщицу елок и балерину.

Через несколько лет зрители увидели и услышали певицу Варлей в программе «Поют звезды театра и кино», где вокалистка исполнила авторские композиции. Итогом передачи стал музыкальный альбом с одноименным названием, выпущенный в США и раскупленный эмигрантами.

Летом 2021 года Варлей возглавила жюри Всемирного конкурса юных чтецов «Живая классика». Вместе с актрисой талант поклонников русского стихосложения и прозы оценивали писательница Марина Москвина и коллеги Сергей Горобченко, Елена Захарова, Ксения Лаврова-Глинка, представители бизнеса и государственных органов.

LiveInternetLiveInternet

Ссылка: Источник здесь

Наталья Варлей родилась в румынском городе Констанца в семье капитана дальнего плавания. Как гласит семейное предание, Варлей — фамилия валлийская. Предки Натальи Владимировны попали в Россию из Уэльса. В XIX веке русский фабрикант привез в Россию конюшню и двух братьев-жокеев по фамилии Варлей. Затем они женились на русских девушках и окончательно обрусели.

Детство Наташи прошло в Мурманске. С ранних лет будущая актриса проявила себя чрезвычайно одаренным ребенком. С четырех лет она начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе, рисовала. Когда выучилась читать, стала запоем проглатывать одну книгу за другой. Но в то же время она была очень болезненным ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой.

ЦИРК В конце 50-х годов семья Варлей поселилась в Москве. В один из дней мама повела Наташу в цирк. Они пришли раньше положенного времени, а тут внезапно начался сильный дождь. Мама с Наташей спрятались в кассе, и первое, что девочка там увидела, было объявление о наборе детей 11-13 лет в детскую цирковую студию. Буквально на следующий день, тайком от родителей, девочка отправилась по указанному адресу. Как это ни странно, но, обмерив Наташу вдоль и поперек, проверив ее гибкость и растянутость, педагоги студии сочли возможным принять ее к себе. Рассказывает сама Н. Варлей: «Нас, студийцев, часто занимали на представлениях в прологах. Помню, когда был хрущевский обмен денег в 1961 году, сочинили для нас танец под названием «Копейка рубль бережет». Мы с фанерными огромными копейками по бокам выбегали на арену и радостно выкрикивали: «Копейка!», а последняя, десятая «копейка» кричала: «Гривенник!» И вот в очередной раз, выбегая в победном марше несокрушимой копейки, я застряла между зрителями. «Копейки» рассчитались без меня, и гривенник получился из девяти копеек. Все очень смеялись. Кстати, на представлениях я встречалась с Юрием Никулиным»

В 1965 году Варлей окончила Училище циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой. Одно время выступала в одном номере со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым: танцевала на трапеции с кастаньетами, сидя на стульчике, играла на концертино. И именно благодаря Енгибарову Наташа попала в кино. Произошло это при следующих обстоятельствах…

«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»

Енгибаров уже несколько лет снимался в фильмах и имел множество друзей в киношной среде. Одним из его приятелей был режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В один из дней 1966 года он пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу, Она ему настолько понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом фильме «Формула радуги». И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры. К сожалению, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту неудачу, съемки в фильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам фильма «Кавказская пленница». Варлей пригласили на пробы.

На роль студентки-комсомолки Нины в фильме претендовали без малого около пяти сотен актрис, среди которых были такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Вика Федорова и др. Однако Гайдай после долгих раздумий решил остановиться на никому тогда не известной цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей. И, как оказалось, не ошибся. Наталья Варлей вспоминает о своих кинопробах: «Пришла на «Мосфильм». Дали мне почитать кусочек из сценария. Потом сняли небольшой эпизод с осликом. И вдруг Гайдай робко меня спрашивает: «Наташа, а можете ли вы раздеться до купальника?» Я ответила: «Конечно». И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло. Словом, сняли и этот эпизод. Пожалуй, он и решил выбор».

Затем наступили съемки: «До сих пор я помню каждый съемочный день. Много было и смешных, и казусных, и драматических ситуаций. Например, я чуть не раздавила знаменитую троицу. Помните, когда они стояли на дороге с Вициным посередине? Я мчусь на красной машине, а у нее вдруг отказывают тормоза. Слава Богу, реакция у наших прекрасных комиков оказалась отменной. Навсегда остался в памяти первый опыт артистического перевоплощения. До этого я фактически играла саму себя. Образ же Нины в «Кавказской пленнице» совершенно не похож на меня в жизни: я никогда не была уверенной в себе, озорной, оптимистичной, скорее — тихой, мечтательной, романтичной. Так что Гайдай из меня прямо на съемках лепил «комсомолку, спортсменку и просто красавицу».

И еще одно, далеко не комедийное воспоминание связано не со съемками, а уже с просмотром готового фильма. Мы представляли его комиссии и смотрели больше, конечно, не на экран, а на ее членов. У них были каменные лица! У нас возникло ощущение полного провала. Но потом был другой просмотр — в Доме кино. Там зрители хохотали с первого и до последнего кадра. Честно говоря, реакция комиссии мне так до сего дня и непонятна, но помнился тот ужас, который она вызывала в душе. Премьера «Кавказской пленницы» состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Наталья Варлей покорила сердца зрителей своей красотой и обаянием. Песню «спортсменки, комсомолки и красавицы» Нины о белых медведях напевала вся страна. Варлей писали письма, признавались в любви.

Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, возле здания, где проходили представления, собралась внушительная толпа, которая желала получить автограф у молодой звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с каждым днем увеличиваясь в размерах. В конце концов, нашу героиню пришлось срочно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места. В другом городе актрису поселили на втором этаже гостиницы, и каждый вечер к ней на балкон забирались поклонники, которые настойчиво предлагали ей руку и сердце. Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма «Кавказская пленница», сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился. Сама Наталья об этом фильме говорит так: «Среди 60 картин, в которых я снялась, для зрителей моим главным фильмом остается «Кавказская пленница». Это особый фильм. Особенный. Его повторяют снова и снова, и каждый раз его смотрят… На съемках «Кавказской пленницы» запомнилось все… больше было сложного, чем веселого. Моя жизнь развивалась бы совсем иначе, не будь «Кавказской пленницы». Она изменила мою судьбу, перевернула всю мою биографию. Я не собиралась идти в театральное училище до этого фильма».

ПЕРЕМЕНЫ В СУДЬБЕ Успех «Кавказской пленницы» круто изменил судьбу Натальи Варлей. Она покилула цирк и поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина. Еще одним событием в жизни актрисы стало ее замужество. В конце 1969 года она вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, сына известных во всем мире актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Несмотря на то, что в дальнейшем их пути разошлись, Варлей о своем первом муже рассказывает только хорошее. Вот как она описывает историю своего замужества: «Володя влюбился в меня, когда увидел «Кавказскую пленницу». Он был молодым, сильным, крепким. У нас были общие дипломные спектакли, я играла Снегурочку, он — Мезгиря. Он был очень способный человек, с прекрасными внешними данными, добрый по сути. Володя четыре года ночевал на чердаке, чтобы увидеть, как я прохожу мимо. Но когда мы поженились, он стал ревновать меня к каждому фонарному столбу. Находились люди, которые говорили ему: «Я с ней был». И мы выясняли отношения через день!»

Надо отметить, что где-то на последнем курсе «Щуки» в судьбе Варлей появился человек, который вполне мог бы обеспечить ей безбедное будущее далеко за пределами родины. Однако они расстались. Вспоминает Н. Варлей: «К нам в училище приехали из Бельгии студенты театральных вузов. Возглавлял эту компанию Люсьен Хармегинс, сын министра обороны Бельгии. Мы все подружились. Потом, когда они вернулись домой, я стала получать от Люсьена письма. Приглашал погостить в Бельгию, звал на его виллу в Ниццу. А чтобы мне в голову не приходило ничего дурного, предлагал взять с собой подружку. В общем, влюбился и очень хотел на мне жениться. Но у меня тогда были совершенно другие планы. Если бы он появился в моей жизни раньше, чем Володя, возможно, все сложилось бы по-другому».

РОЛИ 60-х В конце октября 1967 года состоялась премьера еще одного фильма, в котором Варлей сыграла главную роль. Речь идет о картине К. Ершова и Г. Кропачева «Вий». Можно смело сказать, что это был первый фильм ужасов в нашем отечественном кино. Варлей сыграла в нем роль Панночки. Актриса вспоминает: «На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла… Вообще только много позднее я осознала, какой был страшный грех сниматься в картине «Вий»… За ним потянулся шлейф несчастий. Казалось, все в жизни стало рушиться. Предательства, измены, расставания, клевета, а потом и гибель мужа, хотя уже и бывшего».

Помимо фильма «Вий», Варлей в конце 60-х также снялась в картинах: «Семь невест ефрейтора Збруева», «12 стульев», и других. В комедии Гайдая «Двенадцать стульев» она сыграла Лизу, на роль которой пробовалась также актриса Наталья Гурзо. Рассказывает Наталья Варлей: «Поначалу я пробовалась на роль Эллочки-людоедки. Но потом Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик — и тот час увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной».

ТЕАТР Окончив театральное училище в 1971 году, Варлей поступила в труппу Театра имени Станиславского. В театре ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в спектакле Н. Погодина «Альберт Эйнштейн». Затем она получила еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по вполне прозаической причине: она забеременела. Вскоре, на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени молодая семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве постоянно происходили скандалы. И в 1971 году Варлей приняла решение развестись. В 1990 году Владимир Тихонов умер от острой сердечной недостаточности из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем.

В 1972 году, уже через месяц после рождения ребенка, Варлей вернулась на театральную сцену. Было очень тяжело, так как приходилось разрываться между домом и театром. Когда Василию исполнилось три года, она стала возить его с собой на гастроли по стране. Почему ребенка нельзя было оставить на попечение родителей? Дело в том, что родители актрисы в тот период серьезно заболели, а родители со стороны отца ребенка — В. Тихонов и Н. Мордюкова — были заняты своими проблемами (у Тихонова за год до Васи родилась дочка Аня).

Возвращение Варлей в театр было трудным. Она вспоминает: «Первая роль была вводом в спектакль за две репетиции. Я немножко вышла из формы, жутко комплексовала. В зале сидели мои родители, текста было много. И в первой эмоциональной сцене я вдруг почувствовала, что меня «перемкнуло» от волнения и я не могу вспомнить ни одного слова! Меня прошиб холодный пот. В цирке, когда душило волнение, — а я ведь безумная трусиха, боюсь высоты, — в проходах стояли мои коллеги, которые поддерживали меня внутренне, и я успокаивалась. А здесь я повернулась к кулисам и увидела глаза актеров, которые радовались моему провалу. Все они отлично знали текст. Я посмотрела в другую кулису — то же самое. Во взгляде моего партнера читалось ехидное: «Ну что, звездулька?» Все это длилось минуту. Я посмотрела ему в глаза: «Боря, я текст забыла…» Он подсказал одно слово, я за это слово зацепилась и от злости вспомнила все. Я поняла, что в театре никто тебя поддерживать не будет, как в цирке. Хотя и там тоже от зависти резали тросы, люди гибли… Но это редкость, по большому счету в цирке есть чувство локтя…»

За время работы Варлей в этом театре сменилось четыре главных режиссера, и ее положение в нем было то стабильным, то шатким. Завистники не переводились. Однажды Варлей приехала из-за рубежа и привезла оттуда красивую кофточку. В первый же день надела ее в театр, но, когда после спектакля вернулась в гримерную, увидела, что на кофте кем-то из коллег прожжена огромная дырка. В другом случае она должна была играть роль Натали в «Былом и думах». Режиссер Сандро Товстоногов пообещал, что спектакль будет идти в одном составе и, если кто-то из актеров заболеет, спектакль отменят. Однако надо же было такому случиться, что незадолго перед премьерой Варлей угодила в больницу. И тут же вокруг этой роли разгорелись интриги, в конце концов, ее получила другая актриса. Про свое обещание режиссер уже не вспоминал.

ВТОРОЙ РЕБЁНОК Как было сказано выше, Варлей уже в четырехлетнем возрасте начала писать стихи. Не оставила она этого занятия и в более зрелые годы и в конце концов решила получить к трем своим дипломам еще и четвертый: в начале 80-х она поступила в Литературный институт (из-за этого даже покинула театральную сцену). В 1986 году, когда училась на втором курсе, родила второго ребенка, которого назвала Александром. Кто отец — осталось тайной. Наталья Варлей вспоминает о рождении ребенка: «Я тогда училась в Литературном институте. Была беременна. Помню, печатала контрольную по истории КПСС (оказывается, в конце беременности нельзя печатать на машинке из-за вредной вибрации). Начались преждевременные роды. Ребенок не закричал сразу после рождения. Если бы не оказавшийся случайно поблизости детский врач Алексей Владимирович Грачев, то сына я потеряла бы. Позже этот врач ушел в духовную семинарию, стал служителем церкви и нашим семейным духовником. А лавина несчастий и бед в нашей семье схлынула только после того, как мы крестились в церкви и стали стараться жить по Божьим заповедям».

ДРУГИЕ РАБОТЫ В КИНО

В 70-е — 80-е годы Варлей много снималась, однако большая часть этих картин не вышла за рамки средних. Наиболее удачными среди них были фильмы: «Большой аттракцион», «Мой папа- идеалист», «Не хочу быть взрослым». С середины 90-х Наталья Варлей практически перестала сниматься в кино. Актриса объясняет это тем, что ей не предлагают подходящих ролей: «Недавно читала сценарий, по которому мне отводилась роль женщины, рожающей в лифте. Или сценарий, по которому мне из постели не надо вылезать. Я не ханжа, но все-таки принадлежу к актерам старой школы». Последней заметной работой Натальи Варлей в кино в 90-е годы был фильм «Волшебник Изумрудного города» (1994), где она сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду.

ПОЭТЕССА

В 1994 году Наталья Варлей окончила факультет поэзии Литературного института. Пишет стихи, вместе с композитором Николаем Шершенем выпустила два авторских диска-гиганта песен — «На высшей точке единения» и «Не умирай, любовь!» и два компакт-диска «Живая вода» (1996) и «Не оборвись во мне, струна» (1999). Диски с песнями Натальи Владимировны, по ее словам, раскупают охотно. А, судя по количеству зрителей, приходящих на ее творческие встречи, даже, несмотря на долгое отсутствие на экране, актриса остается одной из самых известных в России.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ Чтобы не сидеть без дела, Варлей согласилась дублировать многочисленные сериалы, которые с середины 90-х наводнили российское телевидение. Наталья Варлей: «Я озвучила и сдублировала около 2000 ролей. Когда шла работа над «Дикой Розой», где я озвучивала Веронику Кастро, ко мне на улице подходили люди, благодарили. Ну, когда говорят: «Спасибо за «Кавказскую пленницу», я не удивляюсь. А тут — «Дикая Роза»! Что же, приятно: значит, я смогла войти в образ, слиться с ним». Наталья Варлей по-прежнему практически не снимается в кино: «Я не вписываюсь в «новый» кинематограф, забывший о духовности. Устала отказываться от сценариев, которые не греют душу. Есть нравственная опора, которую никто не отменял. Вседозволенность — от лукавого. Имею силы и мужество отказываться от макулатуры: ни в «Клубничке», ни в прочих сериалах, слава Богу, я не снимаюсь». Разочаровавшись в современном кино, Наталья Варлей стала телеведущей программы «Домашние хлопоты». Вот как родилась программа со слов самой актрисы: «Что-то похожее мне уже предлагал Андрей Разбаш. Тот проект назывался «Кухня», и его спонсором готов был выступить «Кнорр». Тогда я отказалась, заявив, что в рекламе не снимаюсь. Но с АТВ мы сделали передачу в какой-то степени актерскую, где мне позволяется и поимпровизировать, и взять какую-то часть подготовки сценария на себя. Нам пишут со всех концов нашей все еще необъятной страны. Письма разные — и с рецептами, и с благодарностями, и возмущенные: как, мол, вам не стыдно говорить об ананансах во фритюре, когда народ в регионах голодает?! Но у нас удивительные люди, которые умеют готовить разнообразные обеды из того, что растет у них на огородах.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Наталья Варлей любит украшать дом всякими безделушками. Как она признается: «У меня скопилось невероятное количество вещей — хохлома, керамика, жостовские подносы, резьба. И я почувствовала, что вещи стали вытеснять меня! Теперь я просто отдаю их». О ее кошках — их у актрисы девять — ходят легенды. «Они для меня члены семьи! Все они — Зарплата, Пенсия, близнецы Бондик и Пондик и т.д. — родственники, нерозданные котята. Кроме Киски, которую поклонницы подбросили моему соседу на-найцу Володе Асимову. Моя мама долго не могла смириться с тем, что у меня столько кошек. Но однажды, когда ей стало плохо с сердцем, они буквально облепили ее и — полегчало. С тех пор она относится к ним с уважением. Когда у меня начинают болеть суставы, позвоночник (память о травмах в цирке), они начинают журчать, «петь» и мять меня. Вскоре я начинаю чувствовать, что возвращаются силы и боль прекращается. Так что кошки — самые сильные домашние лекари».

Старший сын Василий окончил Институт современных искусств, в 1995 году у него родился сын Женя. Младший сын Саша сейчас учится в гуманитарном университете на факультете журналистики. Недавно Наталья вновь вышла замуж: «В моей жизни появился Володя. Это мой молодой муж — мы обвенчались накануне Масленицы. Что сказать о нем? Слава Богу, он не актер. Мы молодожены, и я пока не хочу много говорить на эту тему, хотя и не суеверна». Наталья Варлей и сегодня выглядит прекрасно. Как говорят — «кавказской пленнице» всегда двадцать пять лет. Особого секрета красоты у нее нет: «Я ленюсь регулярно заниматься спортом, иногда начинаю бегать по бульвару, потом — плавать… Я не придерживаюсь какой-то системы в питании. Ем, что хочется, на что глаз «упадет». Но посты всегда соблюдаю строго. А возраст, я думаю, это, в первую очередь, состояние души».

Личная жизнь

В первый раз Наталья Владимировна попробовала устроить личную жизнь в 20 лет. Супругом знаменитости стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с которым Наташу отговаривали друзья Леонид Филатов, Михаил Задорнов и Владимир Качан. Вскоре Варлей поняла ошибочность представлений о Бурляеве и развелась с ним.

В 1971 году Наталья Владимировна вышла замуж за однокурсника по «Щуке» Владимира Тихонова, сына актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Новая семья не стала надежным тылом. Тихонов злоупотреблял алкоголем и наркотиками, супруги часто ссорились. Просуществовав несколько месяцев, брак распался.

В момент разрыва отношений Варлей поняла, что беременна. Сын Василий родился в 1972-м, когда родители уже официально развелись. Злые языки шептали, что ребенка Наталья Владимировна родила вовсе не от законного, хоть и бывшего мужа, а от другого однокурсника – Константина Райкина. Так или иначе, Василий Варлей принес матери внука Евгения, который сегодня живет в Италии и тоже носит фамилию бабушки.

Непродолжительным оказалось и третье замужество. Супруг Владимир, который был значительно младше актрисы, занят в строительном бизнесе. По желанию Натальи Владимировны супруги обвенчались в церкви, но вскоре Варлей снова осталась одна.

Летом 2017-го Наталья Владимировна отметила 70-летний юбилей. Друзья знаменитости приоткрыли завесу тайн народной любимицы. Лариса Лужина рассказала «Комсомольской правде» о певце Алексее Зардинове, с которым звезду якобы связывали романтические чувства. В дуэте пара пела композицию «Давай простим друг друга».

Зардинов признался, что познакомился с Варлей в 2010 году и до сих пор сотрудничает, поет песни на ее стихи, но близкие отношения позади. Алексей женат, внешне супруга напоминает Наталью Владимировну.

Николай Бурляев, первый муж Натальи Варлей

Первое замужество актрисы состоялось скорее не как следствие большой и чистой любви, а вопреки мнению окружающих. Еще совсем молоденькая 20-летняя артистка выбрала себе в мужья кинематографиста Николая Бурляева.

Наталья Варлей и Николай Бурляев

Юная особа недолго пребывала в розовых очках и довольно быстро поняла, что Николай – сложный человек, для которого семья и Наталья Варлей никогда не будут на первом месте из-за зашкаливающих амбиций и собственного эгоизма.

«Это был совершенно детский брак.»

Наталья Варлей сейчас

Сегодня артистка хоть и не снимается в кино, но не дает фанатам забыть о себе. Весной 2021 года Варлей приняла участие в спектакле «Палата бизнес-класса» на сцене Музыкального театра им. Сац и Культурного . Осенью с постановкой были запланированы гастроли.

В марте Первый канал позвал Наталью Владимировну на передачу «Сегодня вечером», которую посвятил 95-летию Александра Зацепина. Но теплыми воспоминаниями шоу не ограничилось. Гостья припомнила, что композитор украл у нее «Песню про медведей», звучавшую в «Кавказской пленнице», отказавшись вставлять в фильм трек с голосом актрисы. В ответ Зацепин уверил зрителей, что запись исполнения композиции Аидой Ведищевой сделана раньше, чем вариант с Варлей.

Наталье Варлей предлагали сниматься в эротических фильмах

Наталья Варлей с детства вела личные дневники, которые решилась обнародовать только сейчас в книге «Канатоходка. Автобиография». У актрисы более 60 работ в кино, однако ее узнают только по фильму Леонида Гайдая. По словам артистки, эта роль до сих пор остается ее визитной карточкой и это нормально. «Ни один фильм не превзошел успеха, выпавшего на долю «Кавказской пленницы». И сегодня понятно, что я пожизненная «Нина». Люди меня так и называют. С этим приходится мириться и соглашаться», – говорит Варлей.

«Ни один фильм не превзошел успеха, выпавшего на долю «Кавказской пленницы». И сегодня понятно, что я пожизненная «Нина». Люди меня так и называют. С этим приходится мириться и соглашаться. А вот Саша Демьяненко обижался на «Шурика». Однажды мы выступали с ним в совместном концерте, и когда на сцену вышел Саша, по залу пронесся вздох удивления и разочарования. Саша сказал: «Да. Я состарился». Зрителю было трудно принять старого Шурика. Они сами стареют, а артистам права стареть не дают», – говорит Варлей.

Наталья Варлей

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница»

Кроме того, что артисты стареют, из жизни уже ушли многие актеры, с которыми работала Варлей – Вицин, Никулин, Моргунов. По словам Натальи, именно благодаря Юрию Никулину она обрела веру в себя на съемочной площадке. «Ко мне все относились очень хорошо. Все, с кем мне довелось поработать на картине, оказались не только прекрасными актерами, но и добрыми, потрясающими людьми. Больше всего я благодарна Юрию Владимировичу Никулину. Он был отзывчивым и открытым человеком. Два раза в жизни я обратилась к нему за помощью, и он мне оба раза помог. Я познакомилась с ним, когда была 12-летней девочкой и училась в студии при Московском цирке на Цветном бульваре», – поделилась Наталья.

После ошеломительного успеха актриса в какой-то момент резко перестала сниматься, и многие говорили, что Варлей уехала из страны. Однако, по словам Натальи, это неправда, даже в самые тяжелые времена она оставалась на родине.

«Все тяготы 90-х годов я пережила в Москве, видела, как палят по Белому дому. Это было очень тяжелое время, но я не скажу, что я выживала или моя семья голодала. Мне предлагали сниматься в коммерческом кино, но я отказывалась, потому что это не то кино, в котором я привыкла работать, стыдно было в нем участвовать и видеть свое имя в титрах», – поделилась Наталья Варлей.

По словам Натальи, она никогда не соглашалась сниматься просто ради денег, и ей много раз предлагали роли с эротическими сценами. «Например, мне предлагали участвовать в фильме, в котором по сюжету мне предстояло заняться любовью в грузовом лифте, на большой кровати. В этом «шедевре» было много эротических сцен, и все предполагалось снимать в лифте на ходу… Я не могла сниматься в чем-то подобном», – продолжает артистка.

Наталья Варлей написала книгу

Фото: Кадр из программы

Когда Наталья вышла замуж, ей не всегда удавалось совмещать семейные обязанности с работой, и, по словам артистки, она никогда не была карьеристкой. «Я не считаю себя сильной женщиной. Всегда очень тяжело переживаю нанесенные мне раны, но молюсь за человека, который меня обидел. Что касается совмещения ролей жены, матери и профессионала, то, наверное, это мне как раз и не удалось, но, увы, не всегда все от меня зависело. Но как сложилось, так сложилось», – поделилась Наталья.

Наталья Варлей первый раз вышла замуж в 20 лет за актера Николая Бурляева, однако через год пара рассталась. Второй муж артистки Владимир Тихонов пристрастился к наркотикам, и умер от передозировки. Сейчас у актрисы есть два сына – Василий и Александр, а также 23-летний внук Евгений, который живет в Италии.

У Натальи было много потрясений в жизни, в частности, когда в 90-е годы случился дефолт, актриса потеряла средства, которые почти всю жизнь копила на загородный дом. «Я до последнего не верила, что у меня могут разом отнять все, что я заработала с таким трудом. И мое состояние было трудно передать словами. Но все в жизни познается в сравнении», – рассказала Варлей.

В своей новой книге артистка, вспомнив главные события, поразмышляла о том, что является самым главным в жизни. «Самое главное в жизни – вера, потому что это самая сильная опора. Без веры, без нравственных заповедей жить очень трудно. От этого зависят все взаимоотношения в жизни», – рассказала Наталья в интервью «Собеседнику».

Фильмография

  • 1966 — «Формула радуги»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1967 — «Вий»
  • 1969 — «Золото»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1971 — «Семь невест ефрейтора Збруева»
  • 1974 — «Три дня в Москве»
  • 1975 — «Большой аттракцион»
  • 1979 — «Ливень»
  • 1979 — «Так и будет»
  • 1980 — «Мой папа — идеалист»
  • 1984 — «Гостья из будущего»
  • 1986 — «Посторонним вход разрешен»
  • 1994 — «Волшебник Изумрудного города»
  • 2006 — «Волкодав из рода Серых Псов»

Ссылка на основную публикацию
Похожее