Алла Ларионова – известная актриса эпохи СССР. О ее красоте в свое время слагали легенды. Ее образ Любавы в киносказке «Садко» стала решающей для ее карьеры. Идеально отточенный образ принес артистке успех на венецианском кинофестивале. Но судьба дивы могла сложиться совершенно иначе: сам Ч. Чаплин зазывал ее в Голливуд, предлагая главную роль в своем кино. Но проблема в том, что актрис из СССР не выпускали на заработки. Наиболее значимой кинокартиной в жизни Ларионовой стала роль в фильме «Анна на шее». Подробнее о биографии Аллы Ларионовой, ее личной жизни и иных достижениях поговорим далее.
Биография Аллы Ларионовой
Алла Ларионова – советская актриса, о чьей красоте и таланте в своё время ходили легенды. Дебютная роль Любавы в экранизации сказки «Садко» принесла ей международный успех на венецианском кинофестивале в 1953 году. Судьба актрисы могла быть иной: сам Чарли Чаплин приглашал ее в Голливуд, обещая главную роль в своем фильме. Но актрис из СССР не выпускали за «железный занавес» на работу. Культовой картиной, принесшей Ларионовой славу и безумную популярность в Советском Союзе, стала «Анна на шее». Народная артистка РСФСР, лауреат премии Гильдии актеров российского кино. Ушла из жизни весной 2000 года.
На фото: Алла Ларионова
Фильмография
Популярные фильмы с участием Аллы Ларионовой по версии «КиноПоиск»:
- 1952 — «Садко» (Режиссер Александр Птушко)
- 1954 — «Анна на шее» (Режиссер Исидор Анненский)
- 1955 — «Двенадцатая ночь» (Режиссер Ян Фрид)
- 1955 — «Судьба барабанщика» (Режиссер Виктор Эйсымонт)
- 1964 — «Три сестры» (Режиссер Самсон Самсонов)
- 1964 — «Ко мне, Мухтар!» (Режиссер Семен Туманов)
- 1968 — «Фокусник» (Режиссер Петр Тодоровский)
- 1969 — «Старый знакомый» (Режиссеры: Игорь Ильинский, Аркадий Кальцатый)
- 1972 — «Седьмое небо» (Режиссер Эдуард Бочаров)
Детство, юность, семья
Алла родилась зимой 1931 года в семье Валентины и Дмитрия Ларионовых. На момент ее рождения родители уже воспитывали сына Володю. Родители Аллы, Валентина Алексеевна и Дмитрий Андреевич, познакомились в Гражданскую войну – оба были партизанами в бригаде Котовского. Отец, верный ленинец, член РСДРП(б) с начала 1918 года, всегда охотно трудился там, куда направляла его партия. Депутат московского Бауманского районного совета, он был назначен сначала директором небольшой фабрики, затем ему доверили должность директора районного пищеторга.
Алла Ларионова в детстве
Статью Дмитрий Андреевич напоминал актера Николая Охлопкова: был высоким, представительным мужчиной. Скончался в 1967 году, когда карьера Аллы была на самом пике: от неосторожно срезанной при бритье родинки у него развилась меланома. Он никогда, по сведениям соседей, не использовал свое служебное положение. Семья долгое время жила в стареньком доме. Задняя дверь выходила во двор, куда из кинотеатра неподалеку выходили после сеанса зрители. Девочка постоянно слышала, как они делились мнениями о том, или ином фильме, а позже вспоминала:
Чему тут удивляться [говорила она о своем успехе– прим. ред. uznayvse.ru], ведь я с ранних лет знала, что нравится кинозрителям, а что нет!». О своем отце-бессеребреннике говорила: «Сколько себя помню, дома всегда был пустой холодильник. Захочется чего-нибудь вкусненького – у папы один ответ: пойдите в магазин и купите».
Валентина Алексеевна, несмотря на то, что окончила всего четыре класса, женщиной была интеллигентной и деятельной. Устроилась завхозом в детский сад, вела хозяйство: сначала свое, затем у ставшей знаменитостью дочери, которую она растила обычно, как и всех советских детей. Как-то летом малышню отправляли на детсадовскую загородную дачу. Однажды туда приехали кинооператор и ассистенты, выбрали из всех детей двух мальчиков и Аллу, сняли на камеру пробы и уехали. Позже Ларионовым предложили снять их дочку в кино, но родители отказались.
Алла Ларионова могла снять в кино еще в детстве
Аллочке исполнилось десять, когда началась война. Отец сразу ушел в народное ополчение, а Валентина Алексеевна вместе с детьми эвакуировалась в Мензелинск, город в Татарстане. В местном госпитале Алла впервые почувствовала себя артисткой: она выступала перед ранеными, читала стихи и пела. Девочке с энтузиазмом аплодировал будущий народный артист Советского Союза Зиновий Гердт, получивший ранение в ногу.
Семья Ларионовых воссоединилась в столице по окончании войны. Через год юную Аллу неподалеку от школы заметила Надежда Кушнеренко, помощница режиссера Александра Довженко, начинавшего снимать художественный фильм «Мичурин». Тут уже мама ничего не могла поделать, хоть и была против: девочка очень хотела сняться в картине и в итоге сыграла одну из помощниц селекционера.
Юная Алла Ларионова в мамой
На съемках юную красавицу заметили, стали приглашать как статистку на «Мосфильм». В первый эпизод со словами Алла попала в картине Юлия Райзмана «Поезд едет на Восток». И с нетерпением ждала окончания школы, чтобы поступить в театральный вуз.
Для себя Ларионова выбрала два профильных института: ГИТИС и ВГИК. На прослушивании в первый вуз провалилась: увидела в комиссии знаменитого Андрея Гончарова и разволновалась настолько, что забыла слова. Во второй прошла не сразу: Сергей Герасимов решил, что внешность Аллы не вписывается в каноны, и не хотел брать ее на курс. Лишь благодаря его супруге и ассистентке, актрисе Тамаре Макаровой, что-то разглядевшей в абитуриентке, в 1948 году девушку зачислили на курс.
Ранние годы
Алла родилась в российской столице и была младшим ребенком в семье. Родители девочки познакомились в Гражданскую войну. Отец был депутатом районного совета, мать работала заведующей хозяйством в детском саду. Великую отечественную войну мать с детьми провела в эвакуации в Республике Татарстан. Отец ушел на фронт, после окончания войны семья воссоединилась в Москве.
С детства Алла была творческим ребенком. Еще в период эвакуации участвовала в концертах и самодеятельности в госпитале перед ранеными солдатами. Первое приглашение сняться в кино получила еще в дошкольном возрасте, но родители были против того, чтобы дочь работала в киноиндустрии. Впервые снялась в кино подростком в биографической драме Александра Довженко. После чего решила, что станет актрисой.
Творческий путь
Алла училась на втором курсе, когда ее пригласили на пробы в картину Александра Птушко «Садко». Главный герой уже был определен, его играл Сергей Столяров. А вот с Любавой была проблема, режиссеру не подошла ни одна из двухсот претенденток. Но лишь в студии появилась Ларионова, он воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам». Об этом вспоминал Георгий Натансон, знавший Аллу со времен «Мичурина».
Алла Ларионова в фильме «Садко»
Картина вышла на экраны в 1952 году и произвела фурор. Творческую группу, в которую наряду со Столяровым и Лидией Вертинской входила и Алла, пригласили в Венецию на кинофестиваль. «Садко» удостоился «Серебряного льва». Надо заметить, «Золотой лев» в 1953 году не был вручен никому.
Алла Ларионова в молодости
Ларионову называли яркой восходящей звездой советского кинематографа, ей расточали похвалы зарубежные актеры и режиссеры, которые незамедлительно хотели заполучить русскую красавицу в свои картины. Но съемки на «загнивающем западе» в СССР были запрещены. За актрису все решили чиновники, ссылаясь на ее плотный съемочный график, якобы расписанный на десять лет вперед. Единственное о чем до конца своих дней сожалела актриса, что ей пришлось отказать даже Чарли Чаплину. А ведь она вполне могла бы покорить Голливуд.
Алла Ларионова в фильме «Анна на шее»
Но Ларионова вернулась на родину и стала королевой советского кино после съемок в драме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954), в которой исполнила главную роль. Ее партнерами по съемкам были Александр Вертинский, Ирина Мурзаева, Михаил Жаров. Вертинский был против кандидатуры Ларионовой, он предлагал взять на роль актрису постарше. Но увидев, с какой самоотдачей работает Алла, изменил отношение к ней.
Алла Ларионова и Александр Вертинский
Танцевальные репетиции буквально изнуряли молодую актрису, она с трудом переставляла отекшие ноги. Все жертвы были не напрасны: премьера фильма произвела фурор, зрители ходили в кинотеатры по три-четыре раза, чтобы еще раз увидеть Ларионову. Алле стали мешками приходить письма с восхищенными признаниями.
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь»
Еще больше их стало после съемок в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи» Яном Фридом. В фильме актриса сыграла графиню Оливию, а ее экранным возлюбленным стала… Клара Лучко, воплотившая в картине сразу два образа – брата и сестры Себастьяна и Виолы. Позже Ларионова сыграла Оксану в «Полесской легенде», дьячиху Раису в «Ведьме», Анну Одинцову в драме «Отцы и дети».
Алла Ларионова в фильме «Ведьма»
С конца 50-х актриса редко появлялась на главных ролях. Виной тому, считала Ларионова, косвенно стало внимание министра культуры Георгия Александрова. Актриса ему нравилась, и как-то раз мужчина пригласил ее на банкет. На мероприятии он поблагодарил ее за труд и весь вечер старался быть рядом. На следующее утро сотрудники «Ленфильма» начали заискивать перед ней, вскоре поползли слухи о романе актрисы с министром. Из уст в уста передавалась история о том, как Александров купал Ларионову в ванной с шампанским. Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле Позже, когда министр попал в опалу, завистники (а среди них были такие маститые звезды, как Любовь Орлова и Марина Ладынина) пытались «потопить» Ларионову слухами об их связи. Однако сама актриса и все ее близкие и коллеги всегда говорили однозначно: такого быть не могло. Аллу прекратили звать в кино, в театре тоже начались трудности: ей не подписывали разрешение на командировку и не давали суточных, из-за чего она не могла уехать в Ялту на съемки фильма «Илья Муромец». Только после звонка новому министру культуры травля прекратилась.
Алла Ларионова в фильме «Дикий мед»
И все же в 60-е карьера актрисы пошла на спад. Она появилась в нескольких фильмах («Ко мне, Мухтар!», «Дикий мед», для которого она загримировалась «под дурнушку», «Дядюшкин сон», «Фокусник» и др.), но культовых персонажей среди ее героинь больше не было. А в 70-е она и вовсе исчезла с больших экранов, вытесненная более молодыми актрисами. Вместе с супругом Николаем Рыбниковым она ездила по стране, купаясь в лучах людского обожания.
Алла Ларионова в фильме «Семья Ивановых» (1975)
Последней, неоконченной ролью в кино стала учительница из дипломной работы Вячеслава Афонина «Тихий ангел прилетел…», снятая в 1995 году.
Алла Ларионова в 90-е
Новое в блогах
Цитата сообщения Булгакова_Татьяна
Ссылка: Источник здесь
Матушка-природа не поскупилась и одарила ее по высшему разряду. У нее была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы — но роскошная грива, не губы — но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией. Чего нельзя сказать о представителях сильного пола, которые при малейшем взмахе ресниц кинодивы, опережая друг друга, укладывались у ее ножек. Сама собой напрашивалась мысль о том, что такая женщина должна жить как в сказке.
Детство
Алла Ларионова родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Ее родители познакомились в дивизии Котовского, где воевали в Гражданскую войну. Отец работал директором райпищеторга и был настоящим коммунистом. Мама закончила всего четыре класса и работала завхозом в детском саду.
Во время войны отец ушел в ополчение, а мама с девятилетней Аллой эвакуировались в Татарию, в город Мензелинск. Мама боялась вшей и часто водила дочь в знаменитые Мензелинские бани, воспетые Мусой Джалилем. Через много-много лет ей, уже взрослой женщине, почему-то больше всего вспоминалось, как больно мама терла ее мочалкой… Мама работала день и ночь, а тоненькая девочка с белыми косичками часто выступала перед ранеными в местном госпитале, читала стихи. Позже она узнала, что лежал в мензелинском госпитале и Зиновий Гердт. Вряд ли он запомнил девочку с фиалковыми глазами, но через много лет они встретились на съемках картины «Фокусник»…
Отец Аллы Ларионовой мог бы не вернуться с войны. Он попал в окружение, и в каком-то селении его спасла пожилая женщина: когда немцы вели по деревне пленных, она бросилась к ним с просьбой отдать ей брата — отца Аллы. Почему-то немцы ей поверили… Потом эта женщина — ее звали Пелагея — приезжала к Ларионовым в Москву, и семья всю жизнь была ей благодарна.
«Мой отец, — вспоминала впоследствии Алла Дмитриевна, — как и многие в то время, был коммунистом. А я, как и все советские школьники, была сначала пионеркой, потом комсомолкой. Помню, когда меня приняли в пионеры, какая это радость была! Прибежала домой, показываю бабушке красный галстук и кричу: «Бабушка, посмотри!». А она ни слова не сказала, только посмотрела с укоризной, отвернулась и вышла из комнаты. Я не могла понять – почему, и так обидно было — до слез».
Став звездой экрана, Ларионова признавалась, что в детстве мечтала работать… дворником. Эта профессия казалась ей необычайно романтичной: в любое время года вставать, когда все еще спят, и шуршать метлой, сгребая осенью опавшие листья, а зимой убирать снег лопатой. Но на самом деле она с детства была буквально обречена стать актрисой. В таких случаях говорят: на роду написано. «Моя мама, — рассказывала Алла Дмитриевна, — всю жизнь проработала в детских учреждениях. Летом с детским садом и мамой я выезжала на дачу. Как-то к нам приехала ассистент режиссера, которая искала детишек для съемок. Она долго упрашивала маму отпустить меня в кино, но мама не согласилась».
Актриса массовок
Однако судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв облик очередного ассистента режиссера по актерам: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что девочка тут же ответила: «Да!». Она была тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учет в актерский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учебу она совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки. Уже будучи знаменитой актрисой, часто видела себя маленькой девочкой в картине Райзмана «Поезд идет на Восток», который часто показывали по телевизору…
Первые шаги будущей звезды
Окончив школу, Алла не раздумывая подала документы сразу в два института — ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: «Девочка, сколько тебе лет?». — «17», — говорю. А он: «Так в 17 лет надо память получше иметь…».
Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. «У нее нос большой, — сказал мэтр жене и пожизненной своей ассистентке, «Хозяйке Медной горы» Тамаре Федоровне Макаровой, — и губы. Она некрасивая и нефотогеничная». Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: «Сереженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая — какие глазки, какие волосики!». И — убедила. Но обо всем этом Алла Дмитриевна узнала позже.
Гадкий утенок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя — самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всем советском кино 50-х.
Дебют в кино
Сниматься Ларионова начала еще студенткой. Когда ее пригласили на роль Любавы в картину Александра Птушко «Садко» (1952), Сергей Аполлинариевич не отпускал — он вообще ревностно относился к съемкам своих студентов. И снова помогла Макарова, уговорила. Фильм имел потрясающий успех! Ошеломляющая славянская красота Аллы Дмитриевны нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии.
Во время съемок картины «Садко» судьба свела Аллу с красавцем-актером Иваном Переверзевым, знаменитым киногероем тех лет. Успех фильма «Первая перчатка» (1947) плюс необыкновенно мужественная внешность – этого было достаточно, чтобы пришла любовь. Роман продолжался достаточно долго, но жениться Переверзев не собирался.
Венецианский кинофестиваль 1953 года
В 1953 году творческую группу фильма «Садко» пригласили на знаменитый Венецианский фестиваль, что было невероятным событием — до 1947 года советских кинематографистов на фестивали за рубеж вообще не звали, да и после этого особым вниманием не баловали. Перед поездкой делегацию принимал Анастас Микоян — инструктировал, разъяснял, напутствовал… Отгороженные от всего мира, они были морально готовы увидеть совершенно другую, роскошную и сказочную жизнь, но западная действительность превзошла все, даже самые фантастические, ожидания. Для Ларионовой знакомство с другим миром началось с поистине курьезного случая…
В гостинице она решила принять ванну, долго крутила какие-то краны и нажимала на кнопки. А когда намылила мочалку, увидела, что та почему-то не мылится. Оказалось, она пустила в ванну морскую воду. Сильнейший шок вызвали у будущей звезды и… чулки горничной. «Я даже расплакалась, — рассказывала она впоследствии, — у меня таких никогда не было! Мы все больше носили простые, в резиночку…». Да что чулки! Всем нашим актрисам, приглашенным в Венецию, и платья-то перед самым отъездом пошили… из одинакового материала! Слава Богу, хоть фасоны были разные, да еще туфлями друг с другом обменивались, вот и создавалось впечатление разнообразия. Платья же по возвращении в Союз они должны были сдать…
Ее успех в Венеции был фантастическим! Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и исключительно в превосходной степени: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», а еще: «Солнце Венеции в волосах у Аллы». После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля – «Золотого льва», на нее буквально накинулись режиссеры и продюсеры, но на все приглашения сниматься за нее отвечали официальные лица: «Что вы?! Что вы?! Она у нас одна на весь Союз, у нее все съемки расписаны до 2000 года!». Естественно, ничего подобного на самом деле и в помине не было. Ей было больно и обидно: красивая сказка закончилась, едва начавшись! Возвращаясь домой, она горько плакала в самолете: «Прощайте, все мои мечты, возвращаюсь к серым будням!». Но прямо у трапа самолета ее ожидало приятное известие: Ларионова была утверждена на главную роль в фильме «Анна на шее».
«Анна на шее»
Конечно, главный фильм Ларионовой — экранизация чеховского рассказа «Анна на шее» (1954), где актриса сыграла красивую, но бедную, Анюту, осознавшую, что ее красота стала предметом торга, и единственный выход — продать подороже. В роли князя в этом фильме снялся сам Александр Вертинский — обладатель аристократических манер и «княжеской» осанки. Вертинский и Ларионова прекрасно смотрелись вместе. Высшим проявлением сексуального влечения в кино той поры стала знаменитая чеховская фраза, произнесенная Вертинским с неподражаемым парижским прононсом: «Как я завидую этим цветам…» (имелся в виду букетик, приколотый к пеньюару Анюты).
Вертинский был для нее живой легендой, сошедшим с небес божеством. Никогда прежде она не видела таких мужчин: он поразил воображение юной звезды врожденным аристократизмом, безукоризненными манерами, шармом и каким-то иным, несоветским, складом ума. Вертинский очень любил молодежь, и когда в его номере собиралась шумная компания, рассказывал многочисленные истории из своей жизни.
Там, на съёмках, она так же познакомилась с Михаилом Жаровым, который был кумиром ее детства. «Однажды, — вспоминала Ларионова, — мы с девчонками пришли во Дворец культуры, где должны были выступать живые знаменитости. В фойе меня кто-то толкнул в плечо. Оборачиваюсь — батюшки! Это же сам Жаров! Он погладил меня по голове и спросил: «Я тебя не сильно ушиб, деточка?». Когда мы встретились на съемочной площадке, я рассказала про этот случай Михаилу Ивановичу. Он долго смеялся: «Ну если бы я знал, Аллочка!».
Почему-то очень долго — целый месяц — снимали сцену бала. Работали ночами, потому что днем артисты оперетты, составляющие массовку, были заняты. Жаров просил Ларионову: «Ты соберись, чтобы сделать все за один дубль, а то мне врача придется вызывать!». Но танцевал он, по словам Аллы Дмитриевны, лучше всех. А она приходила домой под утро на опухших от танцев ногах, долго вынимала из волос кучу шпилек и без сил валилась в постель.
Кстати, о постели. Роскошный будуар изнеженной героини снимали в гараже «Мосфильма». На улице было — 40 0 C, температура на съемочной площадке не намного выше. Поэтому, как только объявляли перерыв, Ларионова, снимавшаяся в легком пеньюаре, тут же ныряла под одеяло. А после команды «Мотор!» с тяжелым вздохом из-под него вылезала. Что же до кровати гигантских размеров, то ее на время съемок одолжили у известного своими солидными габаритами Евгения Моргунова. «В моей постели спала Алла Ларионова», — шутил он. Кто знает, может, так и рождались слухи о многочисленных романах Ларионовой?
«Анна на шее» была звездным часом Ларионовой! Роскошная красавица в бальном платье, беззаботно танцующая мазурку с самим Жаровым, поразила воображение всех зрителей без разбора. Она действительно была абсолютно, невероятно, сказочно хороша! Затем последовала шекспировская «Двенадцатая ночь», в которой Алла сыграла графиню Оливию. В нее влюблялись, теряли голову, сходили с ума. А знаменитая актриса, безраздельно царившая в мужских грезах, жила с родителями в… полуподвале. «Ванна — прямо на кухне. Мы прорубили два окна на улицу, чтобы было посветлее, но пришлось их держать все время зашторенными. На меня лезли в окна посмотреть с улицы поклонники. Когда весной сошел снег, у наших окон мы нашли калоши, сигареты, носовые платки и прочие потерянные вещи… А однажды мою машину понесла толпа вместе со мной».
Сплетни. Запрет сниматься.
Много слухов ходило тогда вокруг красавицы Ларионовой. Тогдашний министр культуры Александров не мог обойти своим вниманием актрису.
«Как-то министр был в нашей студии на «Ленфильме», — вспоминала Алла Дмитриевна. — Увидел меня и застыл как вкопанный и простоял так все время, пока я пробовалась на роль Оливии в «Двенадцатой ночи».
В список «гарема» бывшего министра культуры молва занесла и Аллу Ларионову. Завистники утверждали, что Александров купал актрису в ванне с шампанским. Разбираться, правда это или нет, никто не стал. И на все киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки отныне запрещалось.
Актрису надолго отлучили от кино, как обычно, ничего не объясняя. Она была утверждена на роль Василисы в фильме Александра Птушко «Илья Муромец». Режиссер каждый день звонил ей, недоумевая, почему она не приезжает в Ялту на съемки. А Ларионова не могла выехать: в Театре киноактера, где она числилась в штате, не подписывали командировку и не выдавали суточных. Уехать без документов — уволят за прогулы. Потом телефон в ее коммунальной квартире замолчал.
«Это страшно угнетало. Я попыталась что-то выяснить, и мне такого наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали…»
Многие ее бывшие «друзья», прослышав о негласном решении не снимать больше актрису в кино, куда-то исчезли…
Узнав о том, что она попала в черный список, Ларионова написала письмо новому министру культуры Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями.
«С трудом я заставила себя это письмо написать, — рассказывала Алла Дмитриевна. — Потом, собравшись с духом, позвонила в приемную. Ответил мужской голос, наверное, помощника. Я представилась и сказала: «Мне необходимо встретиться с министром!..» Говорила с таким напором, что голос в трубке, какое-то время помолчав, попросил перезвонить через несколько дней. В следующий раз сказали, что министр принять не сможет, но в министерстве меня выслушают. Я приехала. Меня встретили добрые молодцы с такой ухмылочкой на лице, что я разрыдалась. Оставила им письмо и убежала. Звоню неделю спустя и слышу радостное: «Алла Дмитриевна! Как хорошо, что вы позвонили! Мы постараемся все исправить…» Через несколько дней в газете статья о предстоящей поездке во Францию большой делегации советских кинематографистов. И — глазам не верю — среди прочих имен мое…»
Новый министр написал ответ актрисе, в котором сообщал, что все выяснил и «уже отдал все соответствующие распоряжения».
Королева сердец
Ей не требовались ухищрения косметологов и парикмахеров — она была неправдоподобно, ослепительно красива и в полной мере сознавала это. Актриса Лариса Лужина вспоминала, как в брежневские времена встречалась с Ларионовой на концертах: «Алла была королевой! Она всегда очень небрежно снимала норковую шубу, которую подхватывал молоденький журналист и всюду за нею таскал. Он был очень маленького роста, тем не менее с обожанием следовал за Ларионовой, как паж». Если она появлялась в театре или цирке, то представление уже никто не смотрел — все внимание было обращено на ложу, в которой сидела Ларионова.
Модные тогда открытки-фотографии Ларионовой из серии «Актеры советского кино» продавались миллионными тиражами, сотни писем шли со всего Союза. Некоторые — практически без адреса, часто на конвертах было написано: «Москва. Ларионовой». И они доходили до адресата! Не вымысел и то, что актрисе часто писали заключенные. Особенно запомнилось ей одно письмо. Человек, отбывающий наказание в колонии, написал приблизительно так: «Смотрел фильм с твоим участием. Скоро освобожусь, приеду. И если ты действительно такая, как в кино, я на тебе женюсь».
Николай Рыбников
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века. Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви. Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить, один целует, а другой только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой. Впрочем, не все в этой истории было просто и однозначно.
Они познакомились еще в институте. Рыбников часто бывал дома у Ларионовых, был знаком с родителями, но на Аллу смотрел почти равнодушно — он был в то время увлечен другой девушкой. «Я плакала по ночам в подушку, — рассказывала Алла Дмитриевна, — а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся».
Он страдал по ней почти шесть лет… Однажды даже вешаться хотел. Рыбникова буквально вытащили из петли, когда их общий с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. «Хочешь, я тебе ее отдам, — смеялся Захаренко, — забирай!». Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе палец, который неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю жизнь.
А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. «С ума ты, что ли, сошел?! — кричал он на весь институт. — Это ж додуматься надо — вешаться из-за жабы!». «Она не жаба, — губы Рыбникова дрожали, — она красавица! Она же не виновата, что любит другого!». «А раз красавица, — строго сказал Герасимов, — завоюй!». И Николай начал завоевывать.
«И где бы я ни была, — вспоминала Ларионова, — за границей, на далеком хуторе, в полесских лесах — везде получала от него короткие телеграммы: «Люблю. Целую. Пью твое здоровье». Он звонил и всегда говорил одно и то же: «Алла, помни, я тебя люблю…» Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».
Конечно, простоватый, с рабочее-заводской внешностью, он проигрывал на фоне мужественного красавца Переверзева. Но Ларионова поступила, как велит народная мудрость: с лица не воду пить.
Замужество
Они расписались в Минске, где Ларионова снималась в «Полесской легенде», 2 января 1957 года. Рыбников приехал со съемок картины «Высота» 30 декабря и сказал: «Все, лапуся, идем расписываться!». Она подумала, что он сошел с ума: в праздничные дни все загсы закрыты, какая же может быть роспись?! Но 2 января все-таки поехали в ЗАГС.
Регистраторша умудрилась не узнать двух самых популярных артистов советского кино, сказала: «Заявление надо за месяц подавать, а так, с бухты-барахты, никто не женится!».
А возле загса эскорт машин, свидетели, гости! Что делать? И тут кто-то вспомнил, что в Минске есть загс, расположенный как раз напротив кинотеатра, — уж там-то наверняка Ларионову и Рыбникова знают, а стало быть, пойдут навстречу. Там их действительно расписали. Это был брак под номером 1 — первый в новом году.
Не обошлось и без курьеза, о котором вспоминала Ларионова: «Регистраторша поставила в мой паспорт штамп и написала: «После замужества фамилия Рыбникова». Я ей говорю: «Что же вы наделали! Вы же мне паспорт испортили». Она так удивилась: «Как, разве вы не хотите взять фамилию мужа?». «Я, — говорю, — ничего не имею против Рыбниковой, но Ларионова уже состоялась — столько фильмов вышло с моим участием». Тогда она зачеркнула свою запись и написала: «Исправленному верить». Так я до обмена паспортов на новые — уже в 70-х годах — и ходила с почерканным паспортом».
В Дом кино на премьеру «Высоты» они пошли уже вдвоем. И когда герой фильма, которого тоже звали Николай, сказал с экрана: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?», весь зал буквально взорвался аплодисментами.
Семья
Они прожили вместе 33 года… Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило — такой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал — ни в прошлых грехах, ни в настоящих.
Они вырастили двух дочерей — Алену и Арину (но ни одна из них не продолжила актёрскую династию). Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала. Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: «Папа! Папа!». Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит. У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью… А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова — она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью. «Ну представьте себе, — вспоминает Ларионова, — в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида… А я только родила, да еще кормящая мать — поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином…».
«После поездки на Кубу у Николая появилась кинокамера, — вспоминала Алла Дмитриевна. — Безумно редкая для нас в те годы «игрушка». И он так загорелся: дочек снимал чуть ли не ежеминутно — и дома, и на улице, и в гостях… Очень много снимал в семье наших друзей Бондарчуков: их дочку Аленку. Я была ее крестной матерью, а Ирина Скобцева — крестная нашей младшей Ариши. То, что я решилась родить двоих детей, в актерской среде считалось чуть ли не подвигом, — не раз говорила Алла Дмитриевна. — Правда, если б не моя мама, не знаю, как бы мы с Колей справились… Но я очень рада тому, что они у меня есть. Жаль вот только, что дочки по нашим стопам не пошли: одна работает на телевидении, другая окончила полиграфический техникум… Но, может, это и к лучшему: мы ведь с Колей в своей профессии всегда были людьми крайне зависимыми от чужой воли…»
Встречи с зарубежными коллегами
Алла Ларионова много ездила и по миру, и по стране: «И океан больше десяти раз пересекала! А фестивали всегда привносили в нашу жизнь фейерверки эмоций. Представляете, что было, когда в Советском Союзе впервые прошла Неделя французского кино, когда приехали Жерар Филип, Даниель Дарье, Николь Курсель?!.. А потом с ответным визитом послали в Париж нас. Людмила Целиковская, Сергей Бондарчук, Николай Черкасов, Элина Быстрицкая, Владлен Давыдов, ну и я…»
Рассказывают, что у Аллы Ларионовой был роман с Жераром Филипом… «Ох уж эти слухи! — не раз парировала актриса. — Да, мы симпатизировали друг другу. Он спросил, как меня зовут, потом с трудом произнес по-русски: «Алла Ларионова» и, указывая на себя пальцем, сказал: «А я — Жерар Филип». Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен». Он мне нравился, он очаровывал. Но ближе к моему идеалу был Жан Габен, с которым, к сожалению, я не была знакома. Он в те годы был уже далеко не молод. Но в нем чувствовалась мужская сила. А это очень важно для женщины. Еще школьницей я увидела его в картине «У стен Малапаги». Этакий гриб-боровик… Я безумно его любила».
Аллу Ларионову часто в шутку называли специалистом по Южной Америке. Она исколесила ее вдоль и поперек. Как-то в Бразилии перед просмотром фильма она сидела с Сергеем Бондарчуком в кинозале. К ним подошла по тем временам необычно одетая — в брюках! — черноволосая женщина.
«Я знаю, вы русские, — сказала женщина. — Мне интересны ваши фильмы. А это твой жених? — И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна Маньяни — королева итальянского кино».
Как-то в Аргентине Алла Ларионова была с показами «Садко». На прощальном банкете к столику подошла невысокая светловолосая женщина. Она остановилась и в пояс, по-русски поклонилась: «Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой! — сказала она. — Вас нельзя не заметить!.. Я — Мэри Пикфорд».
«Я вскочила со стула как ужаленная. Боже! Я столько о ней слышала! Потом она рассказывала о своих впечатлениях от посещения нашей страны, когда снималась в картине «Поцелуй Мэри Пикфорд», где ее партнером был Игорь Ильинский. Говорила, что на всю жизнь запомнила искренность, сердечность и доброту, с которой ее принимали в России… На прощание Мэри Пикфорд подарила мне свое фото — самый дорогой для меня подарок, который я привезла из Аргентины».
Из воспоминаний Ирины Скобцевой-Бондарчук
Вот что вспоминает об Алле Ларионовой Ирина Константиновна Скобцева-Бондарчук, народная артистка России:
«С Аллочкой мы никогда вместе не снимались. Но я очень долго находилась под впечатлением от ее игры, красоты, женственности после «Анны на шее». И помню одну деталь, очень личную. Когда меня зачислили в штат Театра-студии киноактера, мы еще не были с ней знакомы. Я пришла туда в первый раз и увидела возле большого зеркала в гардеробе Аллу. Она поправляла платок на шее, потом достала из сумочки духи «Кристиан Диор — Ма Гриф»… И весь ее облик в те минуты: пепельные волосы, роскошные глаза, вздернутый носик и аромат «Ма Гриф» соединились в моем восприятии Аллы. И первое, что я себе купила, выехав за границу, — духи «Ма Гриф»…
А некоторое время спустя мы подружились семьями. Мы жили в одном доме у метро «Аэропорт». Ходили друг к другу в гости, крестили друг у друга детей… Еще наши мужчины играли в шахматы. И здесь настойчивость и упрямство Бондарчука схлестывались со вспыльчивостью Рыбникова. У Сергея расчет был на стратегию и тактику, у Коли же — на стремительность и темперамент. Тем не менее, ему редко удавалось переиграть Бондарчука…
Коля и Алла были одной из самых счастливых семейных пар, какие я только знаю. Алла за Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то, как Коля устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, невозможно было не восхищаться».
Дальнейшая работа в кино. 60-е – 70-е годы
Судьба распорядилась так, что актриса попала в кино в тот период, который критики прозвали грустным словом «малокартинье». Поэтому и киноработ у нее немного, но, безусловно основные ее роли — в картинах классического репертуара — стали событием в истории советского кино. Но в 60-е годы главных ролей в костюмных фильмах кинодиве больше не предлагали.
Ларионова по-прежнему снималась, не пренебрегая даже эпизодическими ролями. Оказалось, что этой красавице вполне под силу и роли характерные, требующие немилосердного изменения внешности. «В фильмах, — вспоминала Алла Дмитриевна, — я перевоплощалась, как того требовала роль. Например, в картине «Дикий мед» (1966) меня вообще сделали дурнушкой. Я перед съемкой носик припудрю, губки с ресничками подкрашу, а режиссер придет, из лужи грязи зачерпнет в ладонь и мне этой грязью по лицу. И в кадр. Чтобы, значит, жизненной правды добиться. Фильм-то о войне, где моя героиня — фронтовой корреспондент. Я на съемках и в лужах валялась, и в окопах ползала, а вокруг танковые атаки, гарь, взрывы, смрад. Конечно, тут уж не до красоты было».
С этой ролью у Аллы Дмитриевны была связана смешная история. Одетая и загримированная, она столкнулась в коридоре киностудии с Рыбниковым. Сначала они ехали вместе в лифте, потом он заглянул в комнату, которую занимала творческая группа картины. Ларионова подошла сзади и измененным голосом сказала: «Николай Николаевич, звонила Алла Дмитриевна, просила вам передать, что обед в холодильнике». Он повернулся, посмотрел, поблагодарил и… пошел прочь. Жену он не узнал.
В 70-х годах творческая карьера Рыбникова и Ларионовой пошла на спад. На смену им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды вернуться в кино они не теряли. Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными и Алла Дмитриевна практически оставила кино. Наверное, это был сознательный шаг — ведь красота и молодость уже ушли.
Когда актрису спрашивали о несостоявшихся ролях, она отвечала: «Я жалею только об одном: мне не дали сняться в фильме Чарли Чаплина». Чаплин очень хотел снять Аллу Ларионову, но даже великий режиссёр и актер не смог пробить» косность советских чиновников от кинематографа.
Смерть Николая Рыбникова
В последние годы жизни Рыбников очень тяжело переживал отсутствие работы: в ролях сталеваров и монтажников-высотников его уже не снимали — потребности в таких образах не было, а на возрастные роли он психологически перестроиться не мог, а может быть, и не хотел. Он начал выпивать. Полнел и время от времени вынужден был садиться на диету. Но ролей все равно не было…
Незадолго до смерти Рыбникову предложили роль в англо-русском фильме. Он очень обрадовался, похудел, начал учить роль на английском языке. Но, к сожалению, ничего из этого не получилось… Николай Николаевич чувствовал себя все хуже, перенес на ногах микроинсульт. Он умер так же тихо, как и жил, 22 октября 1990 года — просто не проснулся. И Ларионовой надо было привыкать жить одной…
Жизнь без мужа
Она пережила мужа почти на 10 лет. Остааться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи долго разобрать не могла — так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок. А Ларионова просто не успевала заняться домом — вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь воспоминаниям, просто не могла.
Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково — Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть — для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину — это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.
У нее всегда жили собаки — стоило умереть одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и никогда с ней не расставалась. Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось расстаться.
Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом. Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали — все-таки знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов… У нее не было таких денег: актриса жила очень скромно — на пенсию чуть больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.
Она умирала дважды
Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу, но она вернулась… Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина «скорой помощи»: летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и жить она теперь будет долго-долго…
Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!». Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить…
Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.
P. S. 19 февраля 2001 года ей должно было бы исполниться 70 лет. В день рождения Аллы Дмитриевны, на доме, где прошли последние годы ее жизни (Банный переулок, дом № 7), была открыта мемориальная доска. Инициатором этого события стала Гильдия актеров кино России.
Личная жизнь Аллы Ларионовой
Во время учебы во ВГИКе вчерашний «гадкий утенок» расцвел, а после роли в «Садко» уже ни у кого язык не повернулся бы назвать Аллу «некрасивой», как это когда-то сделал Сергей Герасимов.
Прекрасная Алла Ларионова
Карьера Аллы устремилась ввысь. В нее влюблялись партнеры по съемочной площадке, посетители Театра киноактера, где она трудилась с 1953 года, чиновники и министры. Если она приходила на киносеанс или в театр как зритель, то весь зал смотрел только в ее сторону. Евгений Моргунов хвастался, что на съемках Ларионова как-то раз спала в его огромной кровати – подходящего по размерам реквизита не было, пришлось одалживать у корпулентного актера. Домой Ларионова возвращалась к родителям в полуподвал с самодельными окнами и ванной на кухне.
На съемках «Садко» Ларионова познакомилась с Иваном Переверзевым. Актер был старше ее на 15 лет и на тот момент уже сделал себе имя благодаря фильму «Первая перчатка» и мужественной внешности. Алла влюбилась без памяти, у них завязался роман, но делать предложение Переверзев не спешил.
На фото: Иван Переверзев в 50-е годы
Алла знала, что ее однокурсник Николай Рыбников был безоговорочно в нее влюблен. Точнее, на первых курсах влюблена была она, а он был увлечен другой. Но стоило девушке остыть, как Николай, напротив, потерял голову. Он пытался добиться ее внимания шесть лет, избил распускавшего слухи про Аллу Вадима Захаренко и даже пытался покончить с собой, но, к счастью, был спасен.
Однокурсники и педагоги, включая самого Сергея Герасимова, пытались убедить Николая либо забыть красавицу, либо завоевать. Рыбников выбрал второй вариант и с тех пор писал Алле трогательные письма, в каких отдаленных уголках страны бы она ни была:
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!
Во время съемок «Полесской легенды» в Минске Алла поняла, что носит под сердцем ребенка. И вскоре узнала, что примерно на том же сроке находится актриса Кира Канаева и отец ее ребенка – тот же человек. Переверзев сорвался в Москву и вернулся обратно со штампом в паспорте. Женой стала… его бывшая сумасшедшая любовь Надежда Чередниченко. Та не питала никаких иллюзий по поводу Ивана: «Укрылся от проблем», – говорила она. Но всё же приняла его предложение руки и сердце.
Алла Ларионова и Николай Рыбников
Предательство любимого заставило Аллу позвонить Рыбникову Перед самым Новым, 1957 годом, Рыбников приехал к возлюбленной. Он знал, что она ждет от другого. Тем не менее, 2 января они вместе пришли в загс и расписались. Дочка Алёнка родилась в феврале, и Николай всегда ситал девочку родной. Через четыре года родилась их общая с Николаем дочь Арина.
Алла Ларионова с детьми на отдыхе
По словам окружающих, Рыбников никогда не делал различия между девочками, но главной его любовью была жена – Лапуля, так он ее называл все тридцать с лишним лет, которые они прожили вместе.
Николай боготворил жену
Близкие удивлялись, как такие непохожие люди могли не просто существовать вместе, а быть невероятно красивой и гармоничной парой. Ведь Ларионова всегда любила большие компании, светские вечера и всеобщее внимание. Рыбников, напротив, был довольно замкнутым и необщительным человеком, а вечера любил коротать дома.
Ларионова была, как бы сейчас сказали, светской львицей
Некоторые близкие друзья супругов утверждали, что Алла скорее позволяла любить, чем любила на самом деле. Что актриса якобы порой заводила ни к чему не обязывающие романы на стороне, о которых Николай знал, ужасно ревновал, но не мог ничего сделать.
Когда мама Аллы сломала шейку бедра и за ней требовался уход, Николай был рядом, часто в ущерб своей карьере и финансовому благополучию. А оно с какого-то момента начало резко портиться: к 80-м обоих уже давно не звали на главные роли, денег не было даже на содержание их просторной квартиры. Не все в порядке было и с детьми: старшая дочь Алёна, хоть и окончила школу с тройками, делала успехи в профессии режиссера монтажа, а вот младшая Алина начала выпивать. Отдушиной немолодых супругов стала дача.
Алла Ларионова с дочерьми
В 1990 году Николай умер – во сне у него произошел сердечный приступ. После этого Алла практически перестала сниматься в кино, разлюбила шумные компании и стала затворницей. После смерти отца Алина окончательно попала в зависимость от алкоголя, а однажды собрала компанию друзей в родительской квартире, и кто-то из ее приятелей вынес все ценности. Ларионова не стала заявлять в милицию, но настояла, чтобы дочь съехала от нее.
После смерти мужа Алла потеряла вкус к жизни
От славы до забвения
Началась паника, население вплавь переправлялось из разгромленного немцами города через Волгу. Сталинград горел, и река тоже пылала из-за разлитого топлива. Чудом 11-летний Николай Рыбников сумел добраться до другого берега, цепляясь за чужие лодки. Перенесенные ужасы и радость спасения словно вложили в мальчика невероятной силы заряд — любви к жизни и оптимизма.
Рыбников знал, что сдаваться нельзя, и даже известие о смерти папы и мамы не сломило его дух. Вернувшись после войны в Сталинград, подросток окончил школу и начал играть на подмостках местного драмтеатра во вспомогательном составе. В какой-то момент юношу потянуло к медицине, но после двух лет учебы он убедился, что страсть к сцене сильнее, и отправился покорять Москву. Поездка оказалась удачной: абитуриента приняли на курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова во ВГИК.
Всесоюзная слава накрыла актера после выхода «Весны на Заречной улице»
Нельзя сказать, что дебют актера на большом экране был успешным: эпизодические роли в «Сельском враче» и в «Команде с нашей улицы» прошли мимо зрителей. Положительно критики оценили следующую работу Рыбникова, в «Тревожной молодости», ну а всесоюзная слава накрыла его после выхода «Весны на Заречной улице». Герой Николая сталевар Саша Савченко стал символом 50-х — искренний, обаятельный, честный, трудолюбивый. Марлен Хуциев фактически подарил артисту счастливый билет в мир кино.
Рыбников вступил в Театр-студию киноактера, где играл самых разных персонажей, а параллельно снимался в популярных фильмах своего времени. Он работал самоотверженно: на съемках «Высоты» не остановил операторов, когда обнаружил, что забыл перчатки перед сценой со спуском по железному тросу. Коллеги сразу заметили, что после дубля руки Николая были разодраны в кровь. Он лишь отмахивался — мол, главное, задачу выполнил, лишний раз не потревожив режиссера.
То же самое происходило и на площадке «Девчат», когда температура на Северном Урале упала до 45 градусов. Надежда Румянцева вспоминала, что разлила по мискам суп для одного из эпизодов фильма, а жидкость тут же превратилась в лед. Николай положил ложку в рот, а вынул ее уже с куском кожи…
Персонажи Рыбникова становились народными героями
«Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал», — отмечала Румянцева.
не пропуститеНападение преступников и мучительная смерть: что случилось с Надеждой Румянцевой после ухода из кино
«Им покоряется небо», «Хоккеисты», «Освобождение», «Война и мир» — в 60-е Рыбникова часто приглашали в кино. Неплохо шли дела и в следующем десятилетии, когда Николай засветился в лентах «Седьмое небо», «Мраморный дом» и «Уходя — уходи», постепенно перейдя от драмы к комедии. Затем количество ролей заметно убавилось, персонажи стали второстепенными, фильмы — менее успешными. Так, в «Выйти замуж за капитана» артист сыграл соседа-пенсионера, в «Запретной зоне» ему достался достаточно яркий герой Александр Иванцов, а вот в последнем фильме «Изыди!» — лишь образ трактирщика.
Смерть и память
Незадолго до трагического дня актриса летала на гастроли со спектаклем «Коварство, деньги, любовь» в Белгород. По словам Станислава Садальского, на борту ей стало плохо, Ларионову уложили в проходе. Нонна Мордюкова дала свой нитроглицерин. Валентина Титова предложила помочь снять парик, но артистка отказалась со словами: «Никогда! Умирать – так в парике». Потом ей стало легче, от госпитализации Ларионова отказалась.
Алла Ларионова в старости
А 25 апреля 2000 года дочь Алена вместе со спасателями вскрыла дверь в ее квартиру, поскольку мама не отзывалась на звонки. Врачи констатировали смерть от обширного инфаркта во сне. Ей было 69 лет. Уже после смерти некогда народной любимицы выяснилось, что последние годы она прожила в нищете.
Похоронили прекрасную Любаву пятидесятых годов на Троекуровском кладбище, рядом с ее мужем Николаем Рыбниковым. В ее день рождения на доме №7 в Банном переулке была открыта мемориальная доска. В 2003 году писательница Лиана Полухина в память об Алле Ларионовой и ее муже издала книгу «Любовь на Заречной улице».
Первые зрители и детские мечты
Маме приходилось работать день и ночь в госпитале, а маленькая Аллочка бродила по его коридорам, не зная, чем заняться. Понемножку она начала общаться с ранеными солдатами. Именно они и стали ее первыми зрителями, когда она читала им стихи. Такие импровизированные концерты в исполнение девочки очень нравились солдатам и медсестрам, которые устали от тяжелой и изматывающей войны.
После победы папа вернулся домой, и вся семья опять стала жить в Москве.
Уже будучи известной актрисой, Алла Ларионова, биография, фото которой в советское время очень часто появлялось на страницах периодических изданий, рассказывала, что будучи ребенком, очень хотела работать дворником. Девочке казалось романтичным вставать круглый год так рано, когда остальные еще спят, чтобы по осени подметать желтые листья, а зимой убирать лопатой снег.
Тамара — добрая фея
После школы у девушки сформировалась твердая уверенность, что она станет актрисой. ГИТИС ей не поддался, а вот со ВГИКом повезло. Сергею Герасимову ее внешность не понравилась категорически, а вот его жена — Тамара Макарова была более лояльна в высказываниях. Она и убедила мэтра дать девушке шанс. И этот шанс Ларионова оправдала. Очень скоро она превратилась в прекрасного лебедя, на которого засматривались не только на курсе Герасимова.
А потом пришло и вознаграждение за тяжелый труд: биография Аллы Ларионовой — актрисы на тот момент начинающей — начала превращаться в биографию самой настоящей звезды. Ее утвердили на первую серьезную роль в картине «Садко». Аллы сыграла Любаву. Причем Герасимов отпускать ее на съемки не хотел. На помощь опять пришла Макарова.
Красота – страшная сила
Такой контраст в суждениях встречался Алле на протяжение всей жизни. Кому-то Алла казалось совершенно обыкновенной, даже блеклой девушкой, которая при том была еще и немного полновата. В то же время в Венеции Аллу видели златовласой богиней. Мужчины и впрямь сходили с ума от ее красоты. Рыбников чуть не повесился после того, как Ларионова его отвергла, а Вертинский несколько лет посылал ей белую сирень в корзинах.
Фото – личный архив Аллы Ларионовой
Алла была не была так без ума от себя, как ее поклонники. Долгое время она придерживалась рисовой диеты и запрещала себе различные лакомства. Придерживаться ограничений было сложно рядом с таким мужчиной как Рыбников, который очень любил готовку.
Фото – личный архив Аллы Ларионовой
Пока Алла была в Венеции, никакие восторженные комплименты не радовали ее. Она даже расплакалась в гримерке, потому что всем этим возгласам она предпочла бы белоснежные чулки, которые заметила на горничной. Тогда даже платье, надетое на Ларионовой, было прокатным, из киностудии.
Забытый благородный поклонник
Постепенно совместная жизнь Аллы и Ивана сошла практически на «нет». Переверзев начал сильно пить, у него появилась любовница. И это несмотря на то, что Ларионова ждала ребенка.
Николай, узнав о происходящем, снова начал ухаживать за Аллой. Где бы на гастролях ни была Ларионова, везде получала от Николая телеграммы с теплыми словами. Он всегда ей звонил и говорил слова любви. Алла так никогда и не поняла, как Николай узнавал, где она была в данный момент, но телеграммы и звонки были постоянными.
Две стороны славы
Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)
Кадр из художественного фильма Александра Абрамова «Ведьма» (1958)
Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)
В 1955 году актриса снялась в фильме «Двенадцатая ночь», где сыграла графиню Оливию. В один из съемочных дней площадку посетил министр культуры Георгий Александров. Он оказывал ей знаки внимания и пригласил на ужин. «Говорили, что у него был гарем из артисток, — вспоминала Ларионова. — К этому гарему приписали и меня». Из-за этих слухов актрису перестали звать сниматься, она лишилась роли в новой кинокартине Птушко «Илья Муромец».
Когда Александрова сняли с должности, актриса написала письмо новому министру: изложила факты и попросила разобраться в происходящем. Через неделю в газете появилась заметка о предстоящем визите советских кинематографистов во Францию. Среди делегатов числилась и Ларионова.
В Париже, во время этого визита, актриса познакомилась со звездами французского театра и кино — Жераром Филипом и Дани Робен и поэтом Луи Арагоном. На прощальном приеме Жерар Филип написал актрисе стих на ресторанном меню: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Вскоре Ларионовой предложили сыграть роль Одинцовой в фильме «Отцы и дети» Адольфа Бергункера, затем — жены дьячка Савелия в короткометражке «Ведьма». Пригласили Ларионову и в драму Семена Туманова «Ко мне, Мухтар». В сцене, в которой на ее героиню — Машу Колесову — нападает Мухтар, актриса отказалась от дублерши. Сняли четыре дубля, но во всех дрессировщик слишком рано отзывал собаку, жалел Ларионову. Тогда Туманов попросил рабочих подержать кинолога, пока эпизод не получится достаточно достоверным. Собака повалила актрису на снег и разорвала на ней шубу. Именно этот дубль и вошел в фильм.