Биография Михаила Шуфутинского
Михаил Шуфутинский – один из наиболее известных исполнителей русского шансона, композитор и автор песен, пианист и продюсер. Композиции из его репертуара распевает вся страна, а шлягер «3 сентября» превратился в национальный интернет-мем.
На фото: Михаил Шуфутинский
С 2002 по 2021 годы – постоянный лауреат премии «Шансон года». Автор двух книг: «И вот стою я у черты…» (автобиографическая) и «Лучшие песни. Тексты и аккорды». В 2013 году стал Заслуженным артистом России.
Детство, юность, семья
Миша родился в Москве весной 1948 года в семье доктора и фронтовика Захара Шуфутинского и Елены Подольской. От мамы, уроженки украинского города Нежина, у мальчика осталось несколько фото, на которых она, молодая и счастливая, держит его на руках.
Михаил Шуфутинский в детстве с родителями
Женщина погибла из-за несчастного случая, когда ее сыну не было и пяти лет. Сам музыкант не любит распространяться на эту тему, но в сети встречается информация, что Елена с подругой переходила через железную дорогу, и каблук второй женщины застрял на рельсах; высвободить его до прибытия поезда не получилось, и обе погибли под колесами.
Вдовец с головой ушел в медицину, перепоручив малыша родителям, Берте Давыдовне и Давиду Яковлевичу. Но свою лепту в воспитание сына тоже вносил по мере сил – однажды принес ему трофейный аккордеон, чтобы Миша начал учиться музыке. Сам Захар профессионального музыкального образования не имел, но сам освоил трубу и гитару.
Михаил Шуфутинский с бабушкой и дедушкой по отцу
По воспоминаниям Шуфутинского, у его отца был замечательный голос, и мальчику в редкие минуты общения удавалось услышать, как он поет. Маленького Мишу заворожил звук инструмента, принесенного папой, его перламутровые клавиши. Дедушка с бабушкой тут же пригласили к ребенку педагога, который определил у мальчика несомненный музыкальный слух и порекомендовал музыкальную школу.
Михаил Шуфутинский в школьные годы
Разочарование Миши было горьким: вместо красивого элегантного инструмента, считавшегося буржуазным пережитком, его стали учить играть на баяне. Несмотря на скромный достаток, отец выделил 600 рублей с небольшим, чтобы приобрести инструмент тульского производства. Миша просто возненавидел этот коленкоровый ящик, который он таскал на себе из дома на Шаболовке на Якиманку в музыкальную школу – по два километра туда и обратно. Наградой ему были воскресные концерты во дворе, когда он мог исполнять для соседей на любимом аккордеоне все, что пожелает. Играть его учил Сергей Рафаилович Сальников, которого Шуфутинский по сей день называет своим главным учителем музыки.
В детстве Михаил Шуфутинский научился играть на баяне
В отличие от музыки, школьные предметы Мишу интересовали мало. Он окончил восемь классов вечерней школы, причем в восьмом классе даже остался второгодником. Юношу больше интересовала возможность вместе с друзьями гулять по Ленинскому проспекту с гармонью, слушать джаз и «давать песняки». Но учеба в школе подходила к концу, и Михаил стал думать о будущем. Однажды из троллейбусного окна увидел объявление большими буквами о наборе учеников в музыкальное училище имени прославленного Михаила Ипполитова-Иванова и тут же решил, что будет там учиться. Для начала Миша поступил на подготовительные курсы, где учился в течение восьми месяцев, после чего стал первокурсником.
Студенческие годы
В гостях у Дмитрия Гордона. Михаил Шуфутинский По окончании училища юношу, получившего сразу три специальности – хормейстера, дирижера и преподавателя музыки – распределили в Минусинск, районный центр под Красноярском. Однако Михаил отказался – понимал, что максимум, на что он мог там рассчитывать, это должность помощника дирижера: «складывать инструменты и переписывать ноты».
Ранние годы
Будущий шансонье появился на свет в Москве в еврейской семье. Отец был врачом-стоматологом, мать – домохозяйкой. Когда Мише было всего 5 лет, мама умерла, поэтому его воспитывали бабушка Берта Давидовна и дедушка Давид Яковлевич (оба – по отцовской линии).
Родители отца были родом с Украины: бабушка из Елизаветграда (позже – Кировоград, ныне – Кропивницкий), дедушка – из Черкасс. С Украины была и мама певца – из Нежина.
Интерес к музыке и способности проявились у мальчика довольно рано, и уже в 7 его отправили заниматься на аккордеоне. Вскоре по совету педагога Миша перешел на баян. Во втором классе Шуфутинского отдали в музыкальную школу, где он занимался по классу того самого баяна. Еще шестиклассником Мишу взяли в школьный эстрадный оркестр, где он играл не только на баяне, но и на фортепиано.
После музыкальной школы Шуфутинский продолжил получать профильное образование в Московском музучилище имени Михаила Ипполитова-Иванова сразу по трем специальностям – как «дирижер», «хормейстер» и «преподаватель музыки и пения». В одно время с Михаилом по этим же специальностям в училище училась сама Алла Пугачева.
Переезд в Магадан
Михаил Шуфутинский в ресторане «Северный» (с микрофоном)
Иногда, когда возникала необходимость, Шуфутинский подменял основных исполнителей у микрофона. С удовольствием пел композиции Петра Лещенко и Александра Вертинского, хотя и признавал, что голоса как такового у него не было, зато была отличная артистичность. Главным считалось удовлетворить запросы магаданской публики, не слишком обращающей внимание на то, попадает ли певец в ноты и насколько широк диапазон его голоса.
Михаил Шуфутинский в молодости
Иногда музыкант вступал в конфликты с подвыпившими гостями. Так, однажды, Михаил сначала обедал вместе с женой в зале, а затем пошел готовить сцену на вечер. К нему подошли трое пьяных моряков, слово за слово завязалась драка. Шуфутинский схватил нож, лежавший у хлеборезки, и если бы не жена, кинувшаяся разнимать дерущихся, ситуация могла бы выйти из-под контроля. Приехала милиция, составили протокол, моряков отпустили на сейнер, стоявший на рейде. Михаил опасался, что они могут прийти, чтобы отомстить, и они пришли – но лишь затем, чтобы извиниться и подарить бочонок икры.
Популярность среди слушателей
После училища Михаил регулярно выступал в барах и ресторанах в составе разных ансамблей. Чаще всего его можно было увидеть в качестве ак и «Варшавы». В репертуаре группы были композиции Петра Лещенко, Александра Вертинского и других известных исполнителей. Спустя некоторое время Шуфутинский собрал оркестр и отправился в Магадан, чтобы играть в ресторане «Северный».
На новом месте музыкант впервые продемонстрировал свои вокальные способности. Это произошло случайно, ему пришлось заменить одного из солистов. Но публика оценила голос начинающего артиста. Именно тогда Миша начал петь «блатные» композиции. Впоследствии именно этот вид шансона он избрал для себя.
В 1974 году певец вернулся в Москву и снова начал выступать в качестве пианиста. Чаще всего он выступал в составе коллектива «Аккорд», а в 1976 г. стал руководителем ВИА «Лейся, песня». Этот ансамбль имел невероятный успех среди слушателей. Они записывали пластинки на студии «Мелодия», неоднократно ездили на гастроли в разные города. В сопровождении группы пели такие известные музыканты, как Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Анна Герман и Яак Йоала. В 1978 г. «Лейся, песня» избрали победителями Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи.
ВИА «Лейся, песня»
Вернувшись в столицу через три года, музыкант некоторое время работал с ансамблем «Аккорд», а затем возглавил коллектив «Лейся, песня». Гастроли по Советскому Союзу принесли первый успех и популярность не только Шуфутинскому, но и Вячеславу Добрынину, из чьих песен в основном состоял репертуар ВИА.
Михаил Шуфутинский в ВИА «Лейся, песня» (крайний справа)
По словам Михаила, они с товарищами собирали стадионы, пластинки ансамбля били рекорды продаж, но доступ на телевидение им был закрыт, как и поездки за границу. Причиной тому была борода, которую носил Шуфутинский. С ней нельзя было показываться на советских экранах, такой привилегией обладали только вожди мирового пролетариата: Ленин, Энгельс и Маркс. И уж тем более нельзя было «строителю коммунизма» показываться в таком «фривольном» виде на зарубежных сценах. Творчество ВИА «Лейся, песня» под руководством Шуфутинского
Шуфутинский знакомится с авторитетами
Несмотря на то, что сейчас среди хитов Шуфутинского преобладает любовная лирика, в его дискографии можно найти немало песен на криминальную и тюремную тематику. У исполнителей такого материала зачастую есть связи в соответствующих кругах – и Михаил не стал исключением.
«Познакомился я с местными авторитетами. Первым среди них был Лёша Окурок – широкоскулый мордоворот, его до сих пор помнят многие магаданцы. Карманник и картёжник. В картах – настоящий профессионал. В Магадане он обычно «отдыхал», а «работал» по всему побережью, от Анадыря до Владивостока», – говорил Шуфутинский.
С этим самым Окурком у Шуфутинского чуть не дошло до беды. Во всём виновата женщина – «вызывающе сексуальная» Света, которая часто захаживала в ресторан, где играл Михаил, в поисках работы официантки. Местные мужики от неё глаз оторвать не могли, да и сам Шуфутинский в своих мемуарах признаётся, что порой они флиртовали – впрочем, довольно невинно.
Позже эта Света стала женой вышеупомянутого картёжника, который потребовал у героя нашей статьи объяснений. Михаил отбрехался, но навсегда запомнил недобрый огонёк в глазах Окурка.
Кроме того, Шуфутинский водил знакомство с Жорой Карауловым и Валерой Коробковым – сидельцами, авторитетами и большими меломанами.
«Даже в изгоях общества, бывших уголовниках, отпетых рецидивистах, с которыми мне приходилось общаться и которые по-своему уважали меня, я находил много человеческого, тёплого, сердечного – чего в обычных людях не всегда и встретишь. Если бы они сами не предупреждали меня о своей судимости и не рассказывали о том, кто за что сидел, я никогда бы не заподозрил их в каких-то криминальных наклонностях. Нормальные, хорошие люди», – рассказал шансонье.
Эмиграция
Постоянный конфликт с социалистическим строем привел Михаила к мысли об эмиграции. Ему было тридцать два года, когда вместе с семьей он оказался в Америке. На руках была тысяча долларов, оставшаяся от продажи всех вещей.На нее удалось снять жилье и продержаться первое время.
Ансамбль Moscow Nights в США, 1987 год
Вскоре у Шуфутинского появилась работа, с которой ему помогла другая русская эмигрантка, Нина Бродская. Они стали ездить по эмигрантским центрам, расположенным в разных штатах, и зарабатывали сто-двести долларов за концерт. Михаил был рад, что зарабатывает музыкой, а не работает в такси. С первого гонорара он купил дубленки для сыновей, а себе приобрел электропианино. Михаил Шуфутинский. Жизнь в США Через два года после переезда Шуфутинский стал аранжировщиком и продюсером альбома Михаила Гулько «Синее небо России», а затем Анатолия Могилевского «У нас в Одессе это не едят».
Михаил Шуфутинский в молодости
Вскоре артист презентовал и свой первый сольный диск «Побег», в который вошли тринадцать песен, наиболее известные из них – «Таганка», «Зимний вечер», «Ты от меня далеко». Также Михаил создал свой коллектив «Атаман-бэнд», очень быстро ставший популярным в кругу эмигрантов.
В США Шуфутинский прославился среди жителей Брайтон-Бич
Ансамбль выступал в самых дорогих ресторанах Америки, а через некоторое время Шуфутинского с коллективом пригласили в Лос-Анджелес, в русский голливудский ресторан «Арбат». Там столовались не только бывшие соотечественники, но и американские актеры, режиссеры, сценаристы.
Михаил Шуфутинский и Александр Новиков (1990)
Затем он стал продюсировать Любовь Успенскую, певицу ресторана «Садко». Ее альбом «MyLovedOne» (1985) имел небывалый успех среди жителей Брайтон-Бич.
Михаил Шуфутинский и Любовь Успенская
В свой второй альбом под названием «Атаман» шансонье включил песни Александра Розенбаума, которые стали открытием для публики. Песни Михаила Шуфутинского звучали не только в США, их слушали и на родине, куда он время от времени выезжал на гастроли. В одном из интервью он признался:
Я даже не предполагал, что вернусь. Жизнь – очень странная штука. Накануне моего отъезда в Россию на первый концерт мне снился сон. Будто я бегу по длинному мосту между моим и не моим берегами. Я убегал от тех, кто гнался за мной…Приехав в Россию, увидел огромную разницу с тем, что было раньше. Это были девяностые, нищета и разруха. Но я увидел людей, то, как они меня приняли, и понял: «Я здесь буду жить!»
В 1997, накануне 50-летия, Шуфутинский издал автобиографию «И вот стою я у черты…», в которой подробно описал историю своего становления как артиста.
Американский период
Именно в Штатах Шуфутинский запел. По его словам, пение стало для единственной возможностью заработать, потому что просто музыка там мало кого волновала. И уже в 1982 году вышел первый альбом – «Побег». В первый альбом Михаила Шуфутинского вошли 13 песен, большинство из которых были народными. Среди прочих оказалась одна песня Владимира Высоцкого («За меня невеста») и одна – на музыку Вячеслава Добрынина («Так вот какая ты»).
Во втором альбоме, получившем названии «Атаман», основу составили песни Александра Розенбаума. Аналогичная история вышла и с альбомом «Гулливер», а вот уже на диске «Амнистия» автором большей части песен был Михаил Звездинский, тогда еще отбывавший наказание за взятку в советской тюрьме. Однако автором заглавной песни был все тот же Розенбаум.
В альбоме «Атаман-3» были не только песни Розенбаума, но и композиция «Прости, прощай». Она примечательна тем, что эта первая альбомная песня, музыку для которой написал сам Шуфутинский. Также в конце 80-х у исполнителя вышли еще три диска – «Белый аист», «Нет проблем» и «Ты у меня единственная».
На начало 90-х пришлись еще три альбома – «Подмосковные вечера», «Моя жизнь» и «Тихий Дон». К этому моменту артист уже съездил на гастроли в СССР. Поначалу, по словам Шуфутинского, особой веры в Перестройку не было, ехать было страшно, но после успешной поездки Вилли Токарева исполнитель все же решился. Тур вышел большой – из 75 концертов. Но больше всего запомнилось певцу первое выступление в Киеве.
После этого Шуфутинский регулярно ездил с турами по России, но жить продолжал все же в Штатах. Только в 2003 году он решил вернуться на ПМЖ на родину. К этому моменту у него уже было записано 20 альбомов (на 90-е и начало нулевых также пришлись такие из них, как «Киса-киса», «Гуляй, душа», «О, Женщины», «Добрый вечер, господа», «Однажды в Америке», «Ну и ради Бога», «Я родился в Москве» и «Наколочка»).
Возвращение в Россию
В начале двухтысячных музыкант вернулся на родину окончательно. И за свои песни «Наколочка», «Тополя», «Аленка» получил в 2002 году премию «Шансон года» – первую награду в своей творческой карьере. Вплоть до 2021 года включительно эта премия вручалась шансонье ежегодно. Его хиты «Левый берег Дона», «Утиная охота», «Третье сентября», «За милых дам» и многие другие стали называть народными.
Концерт Михаила Шуфутинского )1994 год)
Официальный YouTube-канал Михаила Захаровича насчитывает почти тридцать видеоклипов, которые смотрят и слушают ежедневно. Композиции «Мама», «Любовь жива», «Душа болит» и другие пользуются неизменной популярностью. За время своей творческой деятельности у Шуфутинского было выпущено тридцать альбомов, десятки сборников.
Михаил Шуфутинский на сцене (1998 год)
Были записаны и многочисленные дуэты. Один из наиболее запомнившихся: с Аликой Смеховой в нашумевшем музыкальном шоу «Две звезды». Артисты спели «Таганку» и «Каплю теплоты», а также песни других исполнителей. Михаил Шуфутинский – Таганка В 2013 году Шуфутинскому было присвоено звание Заслуженного артиста России. В честь 65-летия маэстро появился на сцене «Крокус Сити Холла» с программой «Концерт в День рождения». Зрителям были представлены лучшие композиции из репертуара, в числе которых «Еврейский портной» и «Марджанжа», «За милых дам» и «Наколочка». И, конечно, неизменное «Третье сентября». Михаил Шуфутинский – За милых дам (клип) В 2021 году увидел свет диск Шуфутинского «Я просто медленно люблю», на котором были записаны четырнадцать песен, наиболее яркие из которых: «Таня, Танечка», «Провинциальный джаз», «Я тобой дорожу» (дуэт с Этери Бериашвили), «Снег» (дуэт с Верой Демидовой). В том же году Михаил Захарович получил пост академика в Российской музыкальной академии и выступил с сольной программой «Шансон перед Рождеством» в Театре эстрады.
2017 год прошел для музыканта в гастрольном туре по городам России, а в 2021 году отпраздновал свое семидесятилетие, исполнив совместно с Настей Спиридоновой песню «Питер-Москва».И снова поклонники собрались в «Крокус Сити Холле» на юбилейный концерт маэстро. Поздравляли юбиляра, исполняя его композиции, Вячеслав Добрынин и Елена Воробей, Стас Михайлов и Владимир Винокур.
Шуфутинский неоднократно был приглашен в популярные телевизионные программы: «Судьба человека», «Вечерний Ургант», «Однажды», «Сегодня вечером». Последняя была посвящена легендам шансона, на ней Михаил Захарович встретился со своими коллегами и друзьями: Александром Розенбаумом, Любовью Успенской, Игорем Крутым и другими участниками передачи.
Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Михаил Шуфутинский В 2021 году стал участником новогоднего мюзикла Михаила Гуцериева «1001 ночь, или территория любви» сыграв Синдбада-Морехода.
Шуфутинский собирает стадионы и уезжает в Штаты
Лейся, песня, руководитель Михаил Шуфутинский, 1978 год
После магаднско-камчатских приключений Михаил возглавил ансамбль «Лейся, песня» – писал для песен аранжировки и аккомпанировал солистам. Группа стала настолько успешной и популярной, что после первых же гастролей в «Комсомолке» вышла статья с громким заголовком «Хочу ребёнка от «Лейся, песни»», автор которой обвинял музыкантов в растлевающем влиянии на молодёжь.
Молодёжь, в свою очередь, от «Лейся, песни» была в восторге, встречала ансамбль зажжёнными факелами на стадионах. При этом группа никогда не появлялась на телевидении и не гастролировала за рубежом – Минкульт запретил коллективу заграничные поездки.
«Никаких объяснений, никаких мотивировок. Хотя догадаться было нетрудно – в представлении чиновников от культуры ансамбль выглядел каким-то несоветским коллективом: одеты ярко, волосы длинные, у руководителя – борода, манера поведения на сцене вызывающая, репертуар – сплошная лирика, а где гражданственность, патриотизм, антивоенная тема и прочее?
Всё это нервировало и раздражало. Я постоянно ощущал себя под контролем недремлющего ока государства: не выделяться, не высовываться, ходить по струночке. Целая сеть больших и малых организаций следила за моим образом жизни: начальство, профком, партком, милиция, прокуратура, КГБ, плюс несметная невидимая армия завербованных и добровольных осведомителей. Практически не пострадав от советской власти, я каждодневно чувствовал её давление и собственную беспомощность в попытках хоть на время освободиться от этого гнёта», – высказывал свое мнение Шуфутинский в автобиографии.
В 1981-м Михаил Шуфутинский со своей семьей, то есть с супругой и двумя детьми, эмигрировал в США с твёрдым намерением больше не возвращаться. О своих первых впечатлениях от Нью-Йорка в своей автобиографии он пишет так:
«Капиталистическое солнце сияло над головой, настроение было замечательное, и я всё время ждал: вот сейчас въедем в царство небоскрёбов, каменные джунгли, и мы замрем от восхищения. Нет, пейзаж не менялся: отдельные строения с облупившимися стенами, рекламные щиты…», – описывал шансонье.
Несмотря на то, что ожидания не совсем оправдались, Шуфутинские зажили в США достаточно хорошо: дети быстро выучили язык и пошли в хорошую школу, а сам Михаил устроился руководить оркестром в ресторане «Жемчужина» на Кони-Айленд.
Место стало очень популярно среди эмигрантов. Правда, после трёх месяцев успешной работы дела пошли под откос: кухня и сервис стали хуже, хозяева перестали ладить с посетителями, публики стало меньше. Точку в этой истории поставил пожар.
«Полпятого утра, уже светало. Когда я выехал на Кони-айленд-авеню, которая упирается в Брайтон-бич, огромные клубы черного дыма заполонили всю улицу. Горел целый блок, или, иначе говоря, целый квартал – несколько магазинов, между которыми находилась и «Жемчужина». Район был оцеплен. Когда я подъехал, пожарные, взломав двери и окна, затаскивали внутрь шланги и поливали всё водой.
Часа через четыре нам разрешили войти. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять – делать там нечего, всё сгорело. Мы стояли в луже воды и тупо озирались вокруг. <�…> От моего электропианино остался только остов, металлические стойки изогнулись, покорёжились, ударные тарелки даже оплавились. Аппаратура, под которую я занял шесть тысяч, в буквальном смысле сгорела синим пламенем», – рассказывал Михаил Шуфутинский.
Неизвестно, была это трагическая случайность или чей-то злой умысел. Но нью-йоркская карьера Шуфутинского на этом не окончилась – он уже успел стать звездой ресторанной жизни и получил приглашения в популярные среди эмигрантов заведения «Парадайз» и «Националь».
«Третье сентября»
Композиция «Третье сентября», написанная еще в 1992 году, спустя 20 лет стала меметичной – каждый год в этот день пользователи рунета вспоминают эту композицию и с долей иронии предаются осенней меланхолии. Михаил Шуфутинский – 3 сентября Шуфутинский знает об этом, но ничего против не имеет: «Песня-то хорошая, душевная. У каждого в жизни такое случалось, пусть не третьего сентября, а в другое число». Более того, в последние годы он сам призывает поклонников отметить эту дату. А вообще эту песню написал не Шуфутинский, а Игорь Крутой, причем для другого исполнителя. Но Михаилу Захаровичу она так понравилась, что вошла в его репертуар и стала одной из самых узнаваемых песен. При этом для Шуфутинского «3.09» не несет печальных воспоминаний. Напротив, 3 сентября 1997 года у него родился первый внук.
Семья и личная жизнь
Исполнитель был женат только один раз. Второго января 1971 г. он взял в жёны Маргариту Михайловну, до свадьбы они были знакомы несколько лет. В 1972 г. появился на свет сын Дэвид, спустя два года родился Антон. Маргарита жила в США вместе с детьми. Шуфутинский очень любил свою супругу, говорил в интервью, что она понимает его лучше всех. В начале 2015 года женщина умерла, причины смерти неизвестны. После этого музыкант не женился. Он продолжает общаться со своими шестью внуками, сыновьями и их супругами.
За свою карьеру Михаил Захарович выпустил 28 альбомов и множество сборников. Он исполняет композиции Игоря Крутого, Вячеслава Добрынина и Олега Газманова. Шуфутинский пел дуэтом с российскими и украинскими знаменитостями, продюсировал записи своих коллег. Самыми популярными песнями в его репертуаре можно назвать «Третье сентября», «За милых дам», «Крещатик», «Заходите к нам на огонёк» и «Утиная охота». С 2013 года музыкант является Заслуженным артистом РФ.
Личная жизнь Михаила Шуфутинского
Михаил Шуфутинский и его жена Маргарита
Второго мальчика, Антона, женщина родила уже в Москве, куда ей пришлось уехать на похороны мамы. Разница в возрасте между сыновьями Шуфутинского два года, но жизнь у них сложилась по-разному. В гостях у Михаила Шуфутинского (2012 год) Дэвид женат на Анжеле Петросян, живет с семьей в Москве, занялся продюсерством. У него трое детей: Андрей (1997), Анна (2006), Михаил (2009). Аня занимается живописью, лепит скульптуры, Миша стал одним из лучших учеников школы при консерватории.
Большая семья Михаила Шуфутинского
Антон с афроамериканской женой Брэнди и четырьмя детьми живет в Филадельфии. Был морским десантником, стал врачом и преподавателем университета, защитил докторскую диссертацию. Дети: Димитрий (1996), Ной (2002), Захар (2009), Ханна Ренэ (2012). Дима играл на саксофоне, но профессию выбрал далекую от музыки – окончил факультет международных отношений. Ной увлекся музыкой с детства, создал собственную группу «Янг Грэйви», Захар всем говорит, что пишет сценарии.
Смерть жены
Самую огромную потерю в своей жизни артист, по его признанию, никем не сможет заменить, но накануне своего семидесятилетнего юбилея он появился в обществе танцовщицы шоу-балета «Атаман» Светланы Уразовой. На вопрос журналистов о свадьбе Михаил Захарович отшутился, что он еще слишком молод, чтобы думать о браке.
Михаил Шуфутинский и Светлана Уразова
Михаил Шуфутинский сейчас
Шуфутинский джемит с Пугачёвой
На год старше Михаила училась 17-летняя Алла Пугачёва – вместе с Шуфутинским они прогуливали пары, а вместо занятий академическим хором спускались в подвал, где устраивали джем-сейшны.
«Просили кого-нибудь из отличников взять ключ на свою фамилию – отказать никто не мог, потому что я был авторитетом, – и начинали там джазовать. Я садился за рояль, кто-то приносил контрабас, Алла пела. Причём пела так же хорошо, как поёт сейчас (книга была написана в 1997 году – прим. ред.). Но тогда она исполняла песни на каком-то немыслимом полуболгарском, полуюгославском языке и по ходу придумывала такие словосочетания и приёмы, которых никто из нас, включая её саму, не знал. Однако получалось очень лихо, в такой ультрасовременной манере, к которой в Европе певицы пришли лет через десять. Мне страшно нравилось её пение», – писал в своей автобиографии Михаил Шуфутинский.
Захаживала Пугачёва и домой к Шуфутинским. У бабушки Михаила вызывали негодование её волосы и юбка – слишком длинные и слишком короткая соответственно. Внук на это дело резонно отвечал:
«Бабуля, ну если есть что показать – почему не показать».