Биография
Алиса Фрейндлих — потрясающая и великолепная народная актриса советского театра и кино. Голос Алисы завораживает всех вокруг и заставляет поверить в то, что у погоды нет плохой погоды. В настоящее время актриса, не взирая на свой возраст — 86 лет, продолжает радовать зрителя и поклонников своей работой в театре и кино. В свободное время Бруновна наслаждается своей семьей, ведь для нее это самое главное в жизни.
Карьера
Окончив театральный институт, Алиса Фрейндлих начала работать в Ленинградском драматическом театре имени Комиссаржевской. По воспоминаниям актрисы, здесь ей пришлось пройти «огонь, воду и медные трубы».
В этом театре ей давали только те роли, от которых отказывалась другая ведущая актриса. Поначалу Фрейндлих переживала из-за такой несправедливости, но со временем поняла, что такая школа дала ей очень много.
Актриса Алиса Фрейндлих
Но настоящая слава пришла к актрисе в Ленинградском академическом театре имени Ленсовета, где, несмотря на ее маленький рост (153 см) и вес (60 кг), она была оценена по достоинству и доросла до главной актрисы. Важно, что руководитель театра проникся специфическим талантом Фрейндлих и, выбирая репертуар, ориентировался исключительно на свою любимицу.
Детство и юность в период блокады Ленинграда
Актриса Бруновна родилась на свет 8 декабря 1934 года. Все свое детство и юность провела в Ленинграде, который в настоящее время именуется как Санкт-Петербург. Девочка Алиса родилась в одной из квартир домов Северной столицы. Фрейндлих вспоминает, что изначально ее должны были назвать именем Наталья — по желанию ее матери, но отец и бабушка были против. Они настояли на своем, обосновав это тем, что имя и фамилия звучат ужасно. Мать будущей актрисы звали Ксения Федоровна. Она была творческой натурой и занималась в ТРАМе. Именно там она познакомилась со своим будущем мужем и отцом Алисы. Им оказался актер Бруно Фрейндлих немецкого происхождения. Родители Бруно были потомками немцев, которые еще XVIII веке покинули Германию и прибыли в Россию на постоянное место жительства. Мать будущей актрисы настояла, чтобы девочку в документах записали, как “Русская” по национальности.
С самых ранних лет девочка Алиса начала увлекаться творческой деятельностью и проявлять не плохие артистические данные. В возрасте трех лет она впервые побывала на спектакле своих родственников. На протяжении последующих дней девочка была под таким впечатлением, что постоянно напевала мелодии из спектакля и играла в воображаемый театр, втайне от родителей.
За некоторое время до войны в стране, родители маленькой девочки расстались. Отец будущей актрисы выбрал актерскую карьеру, собрал вещи и отправился с коллегами по театр в Ташкент. Алиса осталась жить со своей матерью. После того, как Бруно Фрейндлих отбыл из Ленинграда, вскоре начали массово выселять немцев. Вспоминая времена из детства, Фрейндлих рассказала, что всей ее семье по папиной линии, пришлось покинуть Ленинград. Только папиному брату с супругой не удалось уехать, их задержали и позже расстреляли.
Летом 1941 года Фрейндлих пошла в первый класс учебного заведения. Школа располагалась в самом центре города и в самом эпицентре обстрелов. Учеба Алисы продолжалась недолго, вскоре началась блокада Ленинграда. Учительница в школе учила детей не читать и писать, а преподавала правила поведения во время блокады и необходимые знания о ней.
В тяжелые времена Бруновне и ее матери помогла выжить бабушка девочки. Во времена голодовки, бабушка выдавала каждому по маленькому куску хлеба в определенное время, а оставшиеся прятала. Семье девочки приходилось не сладко. Они были очень слабы, а также нестабильны морально: маленькая девочка Алиса с немецким происхождением ужасно себя ощущала среди людей, которые ненавидели немцев.
По окончанию войны, Ксения вместе с дочерью уехали на неопределенное время в Эстонию. В городе Таллин будущая актриса закончила 3 класса (3, 4 и 5), а после было принято решение вернутся на родину. Фрейндлих в Ленинграде продолжила учебу в старой школе. В это же время на родину вернулся отец Алисы, но не сам, а со своей новой семьей — супругой и дочкой Ирой. Мать Алисы не запрещала ей видится с отцом, но этому была противница новая супруга. Сестры по крови — Алиса и Ира, долгое время были не знакомы.
В школе, где училась Алиса открыли драматический кружок, в котором вела педагогические занятия советская актриса — Мария Призван-Соколова. Девочка, не раздумывая записалась в него. Будущая актриса смогла поразить Марию своим талантом, и она смогла увидеть в ней восходящую артистку. Практически все свое время девочка проводила в театральном кружке, где Мария обучала ее всем навыкам актерского мастерства.
Будущая актриса окончила школу в 1953 году. Алиса Фрейндлих в молодости уже наверняка знала, что будет актрисой. Бруновна стояла перед выбором: музыкальное или драматическое образование. Определится с выбором помог девушке ее отец. Он настоял на драматическом искусстве, обосновал это тем, что она еще не готова к оперной сцене. Хотя девушка обладала достаточно сильным тембром голоса.
Семья, в которой родилась будущая актриса
Алиса родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в большой творческой семье. Ее отец, обрусевший немец Бруно Артурович Фрейндлих, был известным актером Александрийского театра (впоследствии он удостоится звания Народного артиста СССР), мать — Ксения Федоровна, училась на драматических курсах Театра рабочей молодежи, но актрисой так и не стала. Кроме того, бабушка пела и играла на скрипке, а старшая сестра отца окончила консерваторию. Они жили все вместе в одной квартире, где постоянно звучала музыка. Имея такие гены и окружение, неудивительно, что девочка с детских лет представляла себя то певицей, то актрисой.
Бруно Фрейндлих. Фото syl.ru
Театр
Алиса Бруновна определившись с выбором, целенаправленно и уверенно, взяв все необходимые документы, пошла в театральный институт имени А.Н. Островского. В подготовке к поступлению ей помогал ее преподаватель и наставник Мария. Фрейндлих блестяще сдала экзамены и в 1953 году стала студенткой театрального института на курсе Бориса Зона. На вступительных экзаменах девушка исполнила отрывок из рассказа Гоголя “Мертвые души”.
Борис Зон за долгие годы своей работы выучил много звёзд петербургской сцены. Такими стали: Николай Трофимов, Станислав Клитин, Эмма Попова, Давид Карасик и многие другие. Во времена учебы Алиса не раз получала грамоты и награды, но и был момент, когда стал вопрос об ее исключении. Не случится такому поспособствовал преподаватель девушки Борис Зон. Он тогда заявил, что если кто-то будет трогать его учеников, то он незамедлительно покинет институт. Бруновна всегда вспоминает своего учителя с благодарностью.
По окончанию учебы в институте Зон выдал Алисе характеристику, в которой говорится, что девушка рекомендовала на работу в драматический театр. Благодаря главной роли в картине “Мораль пани Дульской”, девушка заполучить место в трупе им. В.Ф. Комиссаржевской.
Бруновна вспоминает о временах работы в театре с теплом и благодарностью. Она считает, что он подарил ей хорошую школу, которая научила бороться и оставаться сильной. Алиса была заложником девушки Эммы Поповой — актрисы РСФСР. Девушка получала только те роли, которые не подходили Поповой. Во времена работы в театре Фрейндлих много плакала и переживала. Большим ударом для девушки стало то, что она не смогла получить роль Дороти в спектакле “Пятая колонна”. В начале своей карьеры Алиса играла незначительные роли, зачастую это были роли мальчиков и хулиганов.
За время работы в театре девушка исполнила около десяти ролей в спектаклях и свою первую роль в кино. Первый кинодебют Фрейндлих произошел в двух картинках: “Город зажигает огни” и “Повесть о молодоженах”. В 1950-х годах девушка познакомилась с режиссером Игорем Владимировым, а в 1961 году он возглавил Ленинградский академический театр им. Ленсовета. Это знакомство стало судьбоносным в жизни Алисы. Девушка перешла работать к продюсеру.
В 1955 Фрейндлих сыграла две роли второго плана в картинах “Неоконченная повесть” и “Таланты и поклонники”. В этот же период Алина повстречала свою любовь — однокурсника Владимира Карасева. Семейная жизнь продлилась не долго — по окончанию института супруги разошлись.
Продюсер Владимиров относился к Алисе по-особенному, он специально для нее ставил спектакли и не только. Игорь подбирал репертуар картины под индивидуальный талант Алисы.
В те времена Фрейндлих говорила, что Игорь для нее стал настоящим учителем в актерской карьере и просто настоящим другом. Она считала, что своему успеху и карьерному росту обязана Владимирову. На тот момент она не могла представить, что сможет работать в другом театре. Настолько тесные отношения, между которыми была разница в 16 лет, превратились в искренние чувства и любовь. В 1960 году Алиса и Игорь сыграли свадьбу.
После женитьбы Френкель сильно поднялась по театральной карьерной лестницы. Алиса стала ведущей актрисой театра, она играла во всех спектаклях своего мужа. Более запоминающаяся роль в то время, стала роль в спектакле “Малыш и Карлсон”.
Алиса оставалась только звездой театра, в кино девушку не приглашали. Можно только учесть одну второстепенную роль в картине “Похождение зубного врача”. Вовремя съемок фильма Алиса познакомилась с актером Андреем Мягковым.
В 1967 году Эльдар Рязанов написал новую картину “Зигзаг” и пригласил Алису сыграть в нем, ведь роль Алевтины режиссер писал именно под Фрейндлих. Алиса так и не смогла исполнить роль, которую могла дать девушке славу и продвижение в карьере. Причиной стала беременность девушки.
На следующих год Фрейндлих подарила своему мужу прекрасную дочь Варвару. Рождения на свет девочки больше всех ждала мать актрисы. На кануне родов, Алиса со своей мамой провели время на отдыхе в Комарова. В одной из ночей у Бруновны случились схватки. Ксения Федоровна вызвала две машины скорой помощи — одну своей дочке, а вторую — себе. Мать Алисы провела в больнице около двух месяцев и только тогда смогла увидеть свою долгожданную внучку.
В 1971 году Ксения Фёдоровна — мать Алисы скончалась. У женщины случился инсульт, когда она одна с внучкой находились дома. Алиса с супругом отсутствовали, они находились в театре на репетиции. Днем Ксения внезапно упала, и маленькая девочка пыталась поднять бабушку, но ничего не вышло. Фрейндлих пришла домой только поздно вечером и увидела ужасную картину: на полу лежала без сознания ее мать, а сверху ней лежала маленькая Варвара. Ксению Федоровну госпитализировали в больницу, но спасти не удалось, она умерла.
Киноигра. Алиса Фрейндлих. Полная версия
Я думаю, мало в нашей стране найдется людей, кто не знает имя Алисы Фрейндлих, не представляет, как она выглядит и не видел ни одной ее работы ни в театре, ни в кино. Если вдруг такие есть среди нас, то краткая биография:
Алиса Фрейндлих – дочь известного актера Пушкинского театра Бруно Фрейндлиха. Сразу по окончании Ленинградского театрального института в 1957 г. она была принята в труппу ЛДТ им. Комиссаржевской, где начала свою творческую карьеру. Уже через два года там ее замечает приглашенный режиссер Игорь Владимиров, который тогда постоянно работал в театре имени Ленсовета. В 1959 г. он ставит в театре Комиссаржевской спектакль «Время любить» и на главную роль отбирает вчерашнюю студентку Алису Фрейндлих, у которой главных ролей до этого не было. После этой премьеры ее сразу заметили и другие ленинградские режиссеры и стали наперебой звать ее в свои театры. Уже по окончании того же сезона Алиса Фрейндлих покидает театр им. Комиссаржевской – выходит замуж за Игоря Владимирова, только что назначенного главным режиссером театра Ленсовета, и переходит на сцену под его руководство, где будет блистать более 20 лет до самого развода с режиссером и последовавшего за ним перехода в 80-х в БДТ им. Товстоногова, где она продолжает служить по сей день. Народная артистка, лауреат премии Станиславского и десятков наград за театральные и киноработы.
Похождения зубного врача (1965)
Первый фильм подборки – работа реж. Элема Климова. В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Игорь Кваша, Ольга Гобозева и др. Этот черно-белый фильм своим жанром напоминает «Иван Васильевич меняет профессию» – это тоже комедия с легкими элементами фантастики, правда, без путешествий во времени, но с визуальными спецэффектами, если можно так выразиться :)))
Хотя Элем Климов активно снимал в советские годы, в этом фильме чиновники усмотрели пародию на советскую действительность (и она действительно очень заметна), о фильме было приказано «забыть», цензура даже удалила его из режиссерской фильмографии Климова на долгие годы.
Сюжет: молодой зубной врач Чесноков (Андрей Мягков) после института приезжает в провинциальный городок работать в местной поликлинике. Неожиданно выясняется, что дантист обладает сверхспособностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно незаметно и безболезненно даже без обезболивания! Естественно, к волшебному врачу тут же стали выстраиваться очереди желающих, весь городок боготворит молодого необычайно одаренного стоматолога. Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у Чеснокова тоже быстро нашлись завистники. И вот уже второй более опытный стоматолог – Рубахин – уезжает из города прочь, не выдерживая конкуренции с молодым гением, а стоматолог Ласточкина оказывается хитрее – она решает выжить Чеснокова из города своими кознями.
Кстати, этот фильм – первая роль Андрея Мягкова в кино. В этом фильме он чрезвычайно очарователен, на вид – совершеннейший мальчишка, но обаяния все так же море, как и в самых знаменитых его ролях – ну не могла не упомянуть! Жду с нетерпением грядущий пост Misa об Андрее Мягкове.
К слову, у героини поста это был уже далеко не первый фильм – она начала сниматься еще в студенчестве с 1955 года. Но зато это первый фильм, где мы видим Алису Фрейндлих поющей и играющей на гитаре! Да-да, она сама исполнила три песни (и первая из них открывает фильм, крупный план поющего лица Алисы сопровождает все вступительные титры!), сама себе аккомпанировала, ее не переозвучивали и не использовали голоса известных певиц. Вот одна из этих песен:
Фрейндлих играет в фильме не сказать чтобы главную роль – тут скорее Вера Васильева лидирует как главный антагонист и супостат Чеснокова-Мягкова. Алиса Бруновна играет Машу, дочь директора местной школы, юную барышню-активистку местной самодеятельности и начинающую актрису с белокурой головой и отличным голосом, которая готовится к свадьбу, но разболевшийся некстати зуб меняет ее планы и даже судьбу. Ну посмотрите сами – разве же не прелесть?
Главной же темой этого фильма является гнет системы, который убивает в человеке все живое, уникальное, особенное — талант, энтузиазм, оригинальный подход, нетривиальное мышление. Система в виде бюрократов и крючкотворов, политиканов, требующих, чтобы ты своим именем поддержал борьбу одних против других, гадкие доносы и кляузничество, сплетни и пересуды — все это давит на гения и совершенно выбивает его из колеи настолько, что он уже не может творить и превращается в обывателя, ведущего жалкое усредненное существование, лишь бы его оставили в покое. Есть ли в этом пародия Элема Климова на советское Госкино? Решит зритель.
В целом я получила удовольствие от фильма и визуальное – приятно видеть самую известную советскую экранную пару еще такими юными, незаезженными, начинающими, и музыкальное – поет Алиса Бруновна стильно, в узнаваемой манере: ее голос, может, и не богат октавами, зато с энергией и с душой.
Если вам кажется, что вы пересмотрели по сто раз уже все-все советские комедии, а от вступительной заставки Иронии Судьбы голова так и норовит по инерции упасть лицом в салат, вам вроде хочется чего-то ностальгического из той эпохи, но при этом чтобы новенького – «Похождения зубного врача» как раз для вас!
Оценка 7/10
Ковалева из провинции (1975)
Это телеспектакль в двух частях, точнее запись спектакля театра им. Ленсовета для телевидения. Спектакль по пьесе И. Дворецкого шел с большим успехом в театре с 1973 г., поставил его главный режиссер и худрук театра Игорь Владимиров, на тот момент супруг Алисы Бруновны (в браке были 1960-1981 гг). В годы их семейного и творческого тандема он все свои работы ставил под Алису, и она блистательно с ними справлялась, поэтому «Ковалева из провинции» в сегодняшней Киноигре будет служить небольшим осколком из прошлого расцвета совместного творчества двух театральных титанов Ленинграда.
Судья Ковалева открывает заседание по делу о перепродаже выигрышного лотерейного билета. Плотник Никулин выиграл автомобиль «Волга», но не имея времени ждать 3 недели выдачи денежного приза в сберкассе, он решает перепродать выигрышный билет по цене «Волги» на черном рынке – покупателем нашелся шофер из Сухуми, который привез в тот же город мандарины на продажу и оказался неподалеку. Строгой и принципиальной судье предстоит разобраться, есть ли в этой истории состав преступления, и кто понесет за это наказание.
Помимо Фрейндлих, основные роли в спектакле играли Овсей Каган, Е. Каменецкий, Алексей Петренко, Галина Никулина, Леонид Дьячков, Анатолий Равикович и др.
Главная героиня – Елена Михайловна Ковалева, 37 лет. Областной суд привык все сложные, противоречивые гражданские дела испытывать на ней, она щелкала их как орешки. Но дело о лотерейном билете с самого начала пошло не по привычному сценарию. С первых же минут зритель понимает, что происходит что-то не то: не судья судит, а судят судью! Первыми же свидетелями представлены свекр Ковалевой Мстислав Иович и ее любовник, талантливый хирург Мещеряков. Казалось бы, какое отношение личная жизнь судьи имеет к делу о спекуляции с «Волгой»? Оказывается, судье Ковалевой светит повышение до зампредседателя областного суда, но у нее в верхах есть оппоненты, которые не хотят видеть ее на этой должности и ищут любые поводы подтвердить ее непригодность и не допустить до высокого поста.
Историю сложного «лотерейного» процесса рассказывает в форме флэшбека сама Ковалева, дирижируя присутствующими лицами – фигурантами, прокурором, секретарем, свидетелями и заседателями как музыкантами своего собственного оркестра, исполняющего ею написанные ноты.
Чем же цепляет образ судьи Ковалевой – тем, что в нем нет однозначности: на службе строгая судья, требовательна к себе и к подчиненным. Но вне работы она всего лишь женщина, которая хочет жить своей женской жизнью: кататься на катке в красной шапочке с помпоном, встречать на вокзале любовника и не видеть шепотков и осуждающих взглядов. Можно ли быть самой узнаваемой в городе судьей и при этом сохранить все радости жизни обычной женщины?
Оценку фильму ставить считаю несправедливым, потому что это и не фильм как таковой. Порекомендую желающим оценить Алису Фрейндлих в камерной говорильной драме, если вы любите этот жанр. Я же оценивать ее театральную игру считаю просто бессмысленным – это высочайший уровень от и до.
Сергей Иванович уходит на пенсию (1980)
Драма режиссера Соломона Шустера рассказывает о старой как мир проблеме отцов и детей, только в переложении на возраст, когда уже родители нуждаются в детях больше, чем дети в родителях. В ролях: Борис Андреев, Алиса Фрейндлих, Георгий Бурков, Анатолий Солоницын, Жанна Болотова и др.
Главная роль здесь отдана, безусловно, Борису Андрееву, воплощающему Сергея Ивановича. Алиса Фрейндлих играет его дочь Наташу. В день его выхода на пенсию она развелась с мужем и намерена отвести дочь в школу, отца направить на помощь по быту и урокам с дочкой, а сама усиленно будет писать диссертацию. Но покоя семье не видать: бывшему мужу негде жить после развода, и он потребовал размена квартиры на две меньшие, и тогда Сергею Ивановичу комнаты и места не остается. Чтобы избавить внучку от постоянных скандалов родителей на тему квартирного вопроса, он уезжает к сыну в Москву.
Этот фильм понравился мне наименее из всех выбранных для поста. Возможно, потому что подача проблемы происходит только с одной стороны — со стороны поколения Сергея Ивановича.
Я отдаю себе отчет, что поколение моих родителей, посмотрев этот фильм, начнет ворчать «неблагодарная молодежь, родители ради них все делали, а эти не могут родного отца по-доброму привечать», «эгоисты, только о себе думают», «вот вырастишь таких на свою голову, а потом пойдешь на улицу, потому что никому не нужен». Эта позиция понятна.
Но мне 31, я не родитель, и у меня на эту ситуацию другой взгляд — мне, в первую очередь, понятно, почему родитель становится моральной обузой взрослым детям. Фигура дочери в исполнении Алисы Фрейндлих в этом фильме довольно неоднозначна: она любит отца и хочет быть хорошей матерью и дочерью. Но также она впервые поняла, что ей не менее важно иметь тишину и покой дома, быть любимой и чувствовать себя желанной женщиной рядом с любимым мужчиной, а не только угождать пожилому папе, маленькой дочке и постылому мужу, не вызывающему даже уважения. И разрешить квартирный вопрос без ущерба для «папки», как она его называет, ей не представляется возможным. Относиться к этой героине можно по-разному, но ее «правда» в этой ситуации мне понятна.
Такая же участь постигает семью сына (Георгий Бурков) в Москве: невестка не может мириться со свекром, перед которым все должны изображать радушие и любовь, но внук к нему равнодушен как к постороннему, жене сына тяжело даются привычки старика, она не была готова к внезапно прибывшему на ПМЖ родственнику, дом быстро погряз в скандалах.
Так почему сын должен выбирать между любимым отцом и любимой женщиной? Почему дочь должна выбирать между личным счастьем и папиным удобством? Разве она не имеет права просто быть счастливой? Остается еще третий сын, но он моряк, и его дома нет по много месяцев, так что с ним сам Сергей Иванович оставаться не хочет — зачем, если формально он «останется у сына», а по факту все равно будет все время один и желанного общения не получит?
То есть я понимаю, что забота о родителях — по умолчанию долг детей. Но вот детей трое, у всех своя жизнь, кто должен взять на себя этот долг, кто должен принести себя в жертву — кто-то один, или трое в равной мере по очереди ? Именно дочь, потому что она женщина, и забота — это ее предназначение? Или кто-то из сыновей, потому что они старшие? Или никто, и пусть Сергей Иванович заботится о себе сам? Этим вопросом я задаюсь раз в несколько лет, но, не найдя на него никакого ответа, просто «откладываю» его в голове на годы вперед.
Оценка 7/10
Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
Серафима Глюкина работает экскурсоводом в музее, где рассказывает туристам и жителям города об уникальной многомиллионной коллекции редких музыкальных инструментов своего отца. Коллеги и соседи называют Серафиму не иначе как Симочка: все они тронуты ее заботой, душевным участием, милосердием, чуткостью и добродетелью. Однажды ее почти сбивает на перекрестке очередной лихач, и за его рулем она узнает знаменитого на весь Союз хоккеиста Алексея Воронкова, кумира советской молодежи и хоккейных фанатов. Водоворот его бурлящей противоречиями натуры стремительно затягивает Серафиму в новую жизнь, такую непохожую на ее собственную.
В главных ролях, помимо Алисы Бруновны, Николай Еременко- мл. в роли красавца-хоккеиста, конечно же. Во второстепенных ролях коллег и соседей Серафимы мелькнут Валентина Панина, Вацлав Дворжецкий, Нина Ургант, Ольга Волкова и другие узнаваемые советские лица экрана. С точки зрения композиции это двухсерийная мелодрама, первый фильм называется «Будни», второй – «Праздники».
История не сильно оригинальная. Встречаются внезапно два одиночества: он – озлобленный, разочарованный в жизни и карьере волк, она — сама доброта и непротивление злу уровня Ганди. Есть ли будущее у любви между звездой хоккея и скромным экскурсоводом, учитывая, что их нежданная встреча произошла, когда им обоим было «глубоко за 30»?
Сейчас кто-то подумает, зачем здесь этот нелепый эвфемизм возраста, если выше речь шла про 40-летних людей вроде бы. В комментариях под этим фильмом часто встречаются возмущения, что Алиса Бруновна никак не подходит на роль любовного интереса героя Еременко-мл., все упирают на их разницу в возрасте (актриса на 6 лет старше), говорят, что она выглядит как его мама, что «невозможно поверить, что такого, как он, могла заинтересовать как женщина такая, как она».
Я как зритель считаю такие комментарии гнусными эйджистскими инсинуациями и мискаста не вижу: фильм снимался в 1985-1986 гг., Фрейндлих было 50, Еременко – 44. Конечно, ему по образу придали должной «плейбоистости» по советским меркам, добавили шикарный ретро-мобиль, дерзкий красный шарф, но это не делает его «сиииильно младше» Серафимы, тогда как ее одевали типичной советской музейной «тетечкой», которая выглядит старше себя. При этом в фильме не называется возраст ни одного из героев, так что метафорически им обоим может быть по 35, или по 40, или больше. Но я не вижу такой уж большой визуальной разницы в этой паре и не вижу причин не верить в возникшее между ними чувство.
Говоря об игре Алисы Фрейндлих, снова рассыпаться комплиментами уже пошло, но свою героиню она передала максимально органично: она прекрасно осознает, что не вписывается в перестроечную жизнь, что у нее нет кулаков, чтобы бороться с жуликами, хапугами и подлецами вокруг нее и отвоевывать у них блага для себя, что она никогда ничего кардинально уже не изменит в своей жизни. Но у ее героини есть редкое качество – она умеет довольствоваться малым, наслаждаться тем, что имеет, и не ныть про плохую власть, гнилых людей и судьбу-злодейку. Поэтому независимо от обстоятельств жизни у нее всегда есть время пойти в самодеятельный джаз-бенд учить пенсионеров играть на барабанах, развести любимые цветы, помочь подруге с собакой – все эти маленькие радости всегда доступны ей и делают ее жизнь счастливой. А что еще нужно?
Оценка фильму 8/10 (снимаю 2 балла, потому что имхо не было такой уж нужды в двух фильмах, до одного двухчасового вполне можно было бы урезать без потерь в сюжете)
Завершать кинопост об Алисе Фрейндлих будет пусть и не главная ее роль, но очень обаятельная и харАктерная.
«Карп отмороженный (2017)
Это трагикомедия режиссера Владимира Котта, лейтмотив которой строится вокруг нашего старшего поколения, которое не проживает вторую половину (или третью треть) своей бесценной жизни со всеми ее маленькими радостями и наслаждениями, а именно «доживает свой век» в ожидании последнего дня.
Елена Михайловна скромно живёт на пенсии в провинциальном городке. Неожиданно для себя она узнаёт о смертельном диагнозе, который может в любой момент оборвать её жизнь. Чтобы лишний раз не тревожить любимого, но постоянно занятого работой сына и избавить его от потенциальных забот, Елена Михайловна берет дело в свои руки и принимается активно хлопотать над организацией собственных похорон.
В главной роли Елены Михайловны, в прошлом поселкового учителя литературы, а ныне интенсивно готовящейся к своему Дню Х пенсионерки великолепно справляется Марина Неелова (очки с бешено плюсовыми линзами делают ее глаза почти мультяшными)
Небольшие, но яркие и с изюминкой роли исполняют очаровательный сотрудник морга Сергей Пускепалис, единственный сын героини и модный коуч успеха и эффективности Евгений Миронов, таинственный гробовых дел мастер (Безенчук) Александр Баширов. И отдельный целый столичный кекс с изюмом выдает героиня поста — Людмила Борисовна, соседка и лучшая подруга Елены Михалны.
Героиня Фрейндлих никак не ожидала на старости лет получить предложение в стиле шлягера ВИА ГРА «Убей мою подругу». Она скептически относится к идее Елены Михалны умереть как можно скорее и своими силами, да она и слова такого «эвтаназия» не знает, и грех на душу брать не хочет, и в тюрьму на старости лет загреметь не планировала, но и отказать дорогому человеку в помощи не может, поэтому лихо и с оригинальным матерком и присущей ей прямотой начинает предлагать подруге разные варианты.
Я советую всем не пожалеть времени и посмотреть этот фильм, узнать, как дохлый карп воскрес после глубокой заморозки, почему в 70 лет нет жизни, кроме подготовки к своим похоронам, и что вообще происходит в этом вертепе — гробы стоят посреди комнаты, рыбы размером с собаку, старушки напились и делятся эротическими снами с участием Мела Гибсона… Фильм, к слову, получил Приз зрительских симпатий ММКФ в свое время.
Могу сказать, что я рада, что такие фильмы стали изредка появляться в культурном пространстве России. Меня тревожит, что старшее поколение россиян «выпало» из социальной жизни почти полностью и считает это нормой. Я никогда не вижу пожилых людей в кинотеатре на премьере, не вижу их в симпатичных пекарнях поедающих эклеры с кофейком. Как будто жизнь сводится к походу в поликлинику с утра пораньше, а потом к заходу в продуктовый, а летом — в битком набитых автобусах на дачу, надрывать спину на грядках… Разве это жизнь? Я считаю, эту парадигму пора ломать.
А еще душевный сценарий этого очень немногословного фильма позволяет ведущим актрисам 70 и 80 лет проявить свой талант еще раз и явить его нашим очам. Актрисы старшего поколения много в интервью рассуждают о том, как боятся стареть, потому что в определенном возрасте им просто перестают предлагать роли, максимум «чьи-то бабушки/мамы/соседки», а также, что страшно стареть и принимать себя в возрасте, потому что лицо, которое вся страна видела и помнит молодым и красивым, теперь выглядит неизбежно старым, морщинистым, пятнистым…
Так вот я весь фильм наслаждалась морщинами, складками, птозом и пигментными пятнами исполнительниц главных ролей, потому что они как были прекрасными, так и остались, свет таланта, который струится из глаз, затмевает любые недостатки на экране.
Оценка 9/10
В заключение хочу добавить, что внук Алисы Фрейндлих Никита Владимиров со своими друзьями по режиссерско-продюсерскому факультету в 2021 год снял документальный биографический фильм о своей бабушке под названием «Алиса. Волнение» к ее 85-летнему юбилею. Фильм показывает сцены подготовки Алисы Бруновны к постановке альтернативной пьесы Ивана Вырыпаева, начиная с первой читки пьесы и заканчивая сценами из ее домашней жизни, встречи с подругами и первой правнучкой. Фильм доступен на российских стриминг-платформах и онлайн-кинотеатрах с декабря 2021 г.
В этом фильме режиссер Иван Вырыпаев говорит, что если и есть что в Петербурге, что нужно увидеть обязательно и первым делом, то это не Эрмитаж и другие великие музеи и памятники — они как раз никуда не денутся. Важнее успеть увидеть Алису Фрейндлих на сцене.
Традиционная благодарность Scarletty и всем читающим и комментирующим сплетницам и сплетникам. Спасибо всем, кто дождался повторного отредактированного поста и не поленился снова прочитать.
И пока еще не полночь, поздравляю всех с Днем влюбленных, самое время включать «пауэр ов седакшн»
Фильмы
Потеря матери стала для актрисы страшной трагедией и единственным успокоением, и отвлечением стала игра в театре. В 1974 году режиссер Андрей Тарковский предложил роль актрисе в своей новой картине. Фрейндлих, недолго думая согласилась, но, к сожалению, съемки с ней так и не состоялись. Алиса просто не смогла присутствовать на съёмках.
Интересно и то, что у Алисы вновь не получилось исполнить роль в новом фильме “Ирония судьбы, или с легким паром” режиссера Эльдара Рязанова. Однажды Рязанов и Брагинский написали пьесу и передали ее в театр с единственным условием, чтобы главную роль в картине исполнила актриса Фрейндлих. Когда пришло время премьере, авторы узнали, что Алису так и не задействовали в постановке. Такими новостями режиссеры были огорчены и на премьеру своей пьесы так и не пришли. А в свой фильм Рязанов пригласить Алису не смог, так как актриса на главную женскую роль была утверждена, ею стала Барбара Брыльска.
В 1977 году актрисе улыбнулась удача и она стала главной героиней новой картины режиссера Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Супруг актрисы был категорически против ее участия в фильме, он считал, что это вредит ее работе в театре. Эльдар Рязанов в своем фильме в роли главной героине видел только Фрейндлих. Для этого ему пришлось лично явится в Ленинград, чтобы уговорить Игоря Владимирова отпустить свою супругу. Новая картина Рязанова сделала Алису настоящей звездой кинематографа того времени. Актриса в одночасье стала невероятно популярной. Для своего образа она сама подобрала одежду, а походку подсмотрела у высокопоставленных женщин тех времен.
Вместе с актрисой на одной съемочной площадке работали не менее знаменитые актеры и звёзды кино: Андрей Мягков в роли главного героя, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.
После главной роли Людмилы Калугиной, актрисе сразу предложили роль в картине “Три мушкетера”. Алиса исполнила роль девушки Анны, которая была королевой.
В 80-е годы Бруновна получила звание народной артистки СССР, которое значительно отразилось на ее будущей жизни. В результате это повлекло за собой развод Алисы и Игоря. После развода с супругом актриса проработала в его театре около двух лет, после чего начала работать в Большом драматическом театре им. Максима Горького. Фрейндрих была на пике своей популярности, она играла во многих спектаклях в главной роли и наряду с этим снималась в кинофильмах “Бесприданница”, “Клетка для канареек”, “Прости” и многие другие.
Особое внимание можно уделить внимание картине “Подмосковные вечера”, где Бруновна сыграла роль писательницы Ирины Дмитриевны. Эта роль подарила Алисе премию “Ника” — за лучшую женскую роль второго плана.
После чего Фрейндлих долгое время не появлялась в кинематографии и только в 2004 году зритель смог наблюдать за новой ее работой в фильме “На Верхней Масловке”. Алиса сыграла роль старой женщины, которая была скульптором и не взирая на свой возраст по-прежнему мечтала и любила.
Фрейндлих каждый год пополняла свою фильмографию не одним проектом. Среди них можно выделить: “Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину”, “Возвращение мушкетеров”, “Васильевский остров” (2009 г.), “Бульварное кольцо” (2014) и “Большой” (2014г.).
Из последних работ заслуженной советской актрисы можно отметить роль в проекте Владимира Котта “Карп отмороженный”.
Звездная роль
Окончив ВУЗ, Варвара решила всеми силами добиться успеха в кинематографе. Талантливая и обаятельная девушка приглянулась Леониду Нечаеву, и режиссер предложил ей роль в музыкальной сказке «Не покидай». Дочь Алисы Фрейндлих предстала в образе принцессы Альбины. Эта роль до сих пор считается визитной карточкой Варвары.
В 90-е отечественный кинематограф настиг кризис, и многие актеры, в том числе и Владимирова, остались без работы. В 1994-м она получила роль в триллере «Без обратного адреса». После этого долгое время предложений не поступало, а если и были, то только во второсортных проектах. Но ее останавливал пример матери — Фрейндлих никогда не позволяла себе подобного.
Пока в творческой стезе было затишье, Варвара решила попробовать себя в новой роли — жены и матери.
Фильмография
- 1955 Неоконченная повесть
- 1958 Город зажигает огни
- 1961 Полосатый рейс
- 1965 Похождения зубного врача
- 1970 Тайна железной двери
- 1974 Соломенная шляпка
- 1977 Служебный роман
- 1978 Д’Артаньян и три мушкетёра
- 1979 Старомодная комедия
- 1980 Сергей Иванович уходит на пенсию
- 1981 Опасный возраст
- 1984 Жестокий романс
- 2001 Женская логика
- 2005 На Верхней масловке
- 2006 Женская логика -5
- 2008 Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину
- 2009 Возвращение мушкетеров
- 2009 Васильевский остров
- 2010 Дикое счастье
- 2010 Марево
- 2011 Дядюшкин сон
- 2013 Бульварное Кольцо
- 2014 Линия Марты
- 2017 Большой
- 2017 Карп отмороженный
Личная жизнь
Бруновна всю свою жизнь в партнеры выбирала творческих мужчин, которые могли разделять ее интересы. Первым мужем актрисы стал Владимир Карасов, который по совместительству был ее одногруппником. Супруги прожили около года, после их брак распался.
Вторым супругом Алисы был деятель театра Ленсовета — Игорь Владимиров. Между парой была разница в возрасте около 16 лет, но она никак не повлияла на чувства Алисы и Игоря. Вскоре у пары появилась на свет дочка Варвара.
Фрейндлих родила дочь в позднем возрасте. В молодости актриса думала о своей карьере и не могла найти времени для детей. После 8 лет лечилась.
Когда Варваре было 13 лет, Алиса развелась со своим супругом и отцом девочки. Как выяснилось позже, причиной развода стала ревность Игоря к успеху Фрейндлих. Для него было тяжело принять то, что его супруга стала более популярная и востребованная, чем он сам.
Третьим мужем актрисы стал Юрий Соловей, который также был актером. Супруги прожили вместе 10 лет, после чего развелись. Причиной развода снова стала ревность мужа к успехам Алисы. Юрий при каждом удобном случаи, затевал скандал по этому поводу. Брунова терпела это долгие годы, а в один прекрасный день не выдержала и подала на развод. Этот брак стал последним в жизни актрисы. Алиса после многочисленных неудач в личной жизни, отказалась от поисков личного счастья и полностью посвятила себя работе.
Варвара — дочь Френдлих, с самых ранних лет проявляла интерес к сцене, поэтому пошла по стопам матери и стала актрисой. Варвара со своим супругом Сергеем Тарасовым подарили актрисе двое внуков — Никиту и Анну. Муж дочери и зять по совместительству, погиб в 2009 году вследствие террористического акта.
Внучка Анна выбрала профессию продюсера и стала женой актера Алексея Мышинского. Внук Никита не стал прерывать актерскую династию своей семьи и также выбрал творческую профессию. Он работает режиссером и продюсером.
Почему Алису не хотели снимать в кино
Это кажется невероятным, но очаровательную Алису кинорежиссеры находили некиногеничной и крайне неохотно приглашали на съемки. Ее путь в кино начался с проходных ролей еще во времена студенчества, но только в середине 60-х она получила первую значимую роль Маши в трагикомедии Элема Климова “Похождения зубного врача”, где в главной роли дебютировал Андрей Мягков. Фильм вышел в ограниченном прокате и вскоре был положен на полку.
Алиса Фрейндлих. “Похождения зубного врача” 1965 г.
Ситуация изменилась в начале 70-х, после выхода на экран киноальманаха по рассказам Чехова “Семейное счастье”. В новелле “От нечего делать” Фрейндлих впервые исполнила главную роль скучающей барыни.
Алиса Фрейндлих. “Семейное счастье” 1969 г.
Затем последовало еще несколько удачных работ: Анна в мелодраме “Анна и Командор”, баронесса в комедии “Соломенная шляпка”, подруга императрицы в исторической драме “Агония”. Поворотным моментом в кинокарьере актрисы стала роль Калугиной в картине Эльдара Рязанова “Служебный роман” (1977 г.)
Алиса Фрейндлих и Василий Лановой. “Анна и Командор” 1974 г.
Режиссер уже дважды пытался снимать Фрейндлих. Еще в 1961-м году он пробовал ее на роль Шурочки Азаровой в комедии “Гусарская баллада”. Помешала неистребимая женственность актрисы, которая по сюжету должна была перевоплощаться в юношу. Отважную воительницу сыграла студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. Эта работа принесла молодой дебютантке всесоюзную славу. Потом Рязанов хотел предложить Алисе роль Алевтины в “Зигзаге удачи”, созданную специально для нее, но тогда она ожидала рождения ребенка.
История “Служебного романа”
Сюжет для “Служебного романа” Эльдар Александрович позаимствовал из собственной пьесы “Сослуживцы”. Она была написана в соавторстве с Эмилем Брагинским в 1970-м году и с тех пор успешно шла на сценах многих театров. Еще не приступив к работе над сценарием, он заручился согласием актеров, которых видел главными героями в своей картине — Андрея Мягкова, Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих и Светланы Немоляевой.
Лия Ахеджакова
Каждый из них был талантливым импровизатором, поэтому в процессе съемок появились незапланированные сцены и диалоги. Материала набралось почти на 4 серии, но, к сожалению, руководство “Мосфильма” не позволило Рязанову сделать многосерийный фильм. Людмила Иванова, сыгравшая активистку Шуру из месткома, умолила режиссера отдать ей пленку с одним из таких вырезанных фрагментов. На ней запечатлен эпизод погони Бубликова за Шурой, после того как он увидел свою фотографию в траурной рамке. Больше ничего не сохранилось. Думаю, что мы, зрители, многое потеряли.
Людмила Иванова и Петр Щербаков
В поисках подходящей экипировки для “Мымры”, Фрейндлих и Рязанов пересмотрели всю гардеробную “Мосфильма”. Бесформенный коричневый костюм, башмаки со стучащими каблуками и ужасные очки (которые один из операторов выпросил у своего отца), превратили изящную Алису в бесполое существо.
Алиса Фрейндлих (Мымра)
Как мы помним, под влиянием любви к незаметному Новосельцеву, Калугина из черствой, непривлекательной особы превращается в восхитительную красавицу с нежной душой. На многих советских женщин чудесное преображение Людмилы Прокофьевны произвело такое впечатление, что они кинулись покупать новые платья и делать прически.
Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих
Успех “Служебного романа” был ошеломительным. В 1978-м году фильм стал лидером проката, а через год удостоился Государственной премии РСФСР. На полученный гонорар Алиса купила первую в своей жизни машину.
Фрейндлих сыграет еще много замечательных ролей, лучшими из которых признаны Лидия Жербер в “Старомодной комедии” (в ней актриса снялась со своим супругом Игорем Владимировым), Анна Австрийская в “Д’артаньяне и трех мушкетерах” и его продолжениях, Харита Огудалова в “Жестоком романсе”, провинциальная актриса в “Успехе”, писательница в “Подмосковных вечерах” и т.д.
Алиса Фрейндлих. Жестокий романс” 1984 г.
Пока последней работой в фильмографии актрисы является “Карп отмороженный” (2017 г.), где Алиса Бруновна снялась вместе с Мариной Нееловой и Евгением Мироновым. А продюсером картины стал родной внук Фрейндлих, Никита Владимиров. Это фильм о бывшей учительнице (Неелова), узнавшей, что она может умереть в любую минуту. Она начинает спешно готовиться к смерти и просит о помощи свою соседку и подругу (Фрейндлих).
Алиса Фрейндлих и Марина Неелова. “Карп отмороженный” 2021 г.
Последние новости
В настоящее время актриса Алиса Бруновна, не взирая на свой возраст — 86 лет, продолжает радовать зрителей и поклонников своей работай в театре и кино. В 2021 году актриса снялась в проекте “Александрина”. История расскажет о маленькой девочке, которая собирается поехать на музыкальный конкурс.
В свободное время Алиса наслаждается своей семьей, ведь для нее это самое главное в жизни. В 2021 году у Алисы родилась правнучка — Соня. Ее внучка Анна впервые стала мамой.
Подписывайтесь на наш официальный канал в Дзене, чтобы ежедневно получать самые интересные новости о звёздах и не только.
«ЧЕРНОВИК» И «ПИГМАЛИОН»
«Он на меня страшно обиделся, когда я сказала, что это была старая знакомая студенческая любовь, продлившаяся полтора года. Хотя считаю, что это была «проба» или неопытная попытка узнать, что это такое», — отмечала звезда в интервью для документального фильма «Фрейндлих. Алиса в стране лицедеев».
Отношения супругов окончательно разрушила новая любовь Алисы Бруновны: в конце 50-х она познакомилась с режиссером Игорем Владимировым.
«Мы еще не разошлись, когда я влюбилась в Игоря Петровича. Но я влюбилась на расстоянии. Два года мы так работали, я была влюблена мертвецки!» — признавалась актриса.
не пропуститеАлиса Фрейндлих: «Мы еще не разошлись с первым мужем, когда я влюбилась во Владимирова»
Игоря Петровича полюбила вся семья Фрейндлих, особенно, мама. Большим счастьем для близких артистки было появление на свет ее дочери Варвары. Из-за загруженности на работе у родителей не хватало времени на ребенка, и до 10 лет девочку воспитывала няня. При этом Варя с детства восхищалась мамой и папой и в итоге пошла по их стопам, став актрисой.
Как бы ни был гармоничен союз Алисы Бруновны с избранником, в любой семье назревают проблемы. На репетициях драматург и его муза по-прежнему работали идеально, появлялись они вместе и в кино, например, в фильме «Старомодная комедия». Но за пределами сцены в паре все чаще случались скандалы. Поговаривали, что Владимирова задевали заметки в газетах, где его называли не иначе как «мужем Фрейндлих». Успехи супруги тяготили мэтра, а Андрей Тарковский подлил масла в огонь, когда публично заявил, что артистка погибает в театре, где от потенциала режиссера почти ничего не осталось.
Ходили слухи, что существовала и другая причина для развода: измены Владимирова. Алиса Бруновна не подтверждала сплетен, однако о любвеобильности драматурга красноречиво говорила его предыдущая избранница артистка Зинаида Шарко. Однажды она обнаружила у режиссера записную книжку с огромным списком «фавориток», убедившись в его неверности.
не пропустите«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель»: фаворитки бывшего мужа Алисы Фрейндлих
Так или иначе, спустя 20 лет брака Фрейндлих рассталась с любовью всей ее жизни. Через год она нашла утешение в союзе с художником и актером Юрием Соловьем, с которым работала в театре. К сожалению, и этот избранник не смог принять того факта, что жена успешнее: карьера самого Соловья шла ко дну. Не способствовала улучшению отношений пары и реакция Варвары на другого мужчину в доме — девушка не поладила с ним.
«Мне с Юрой было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались», — поясняла Фрейндлих.