Владимир Басов За 64 года жизни Владимир Басов успел многое: отдать долг Родине, снять 19 фильмов, сыграть более чем в 130 картинах и трижды жениться. Режиссеру нравился определенный типаж девушек — речь не о росте и конкретном цвете волос, а скорее о типе темперамента: холодные, самодостаточные, зацикленные на себе актрисы трижды становились объектом страсти Басова. Нельзя сказать, что разочарования в семейной жизни имели место быть только со стороны Владимира Павловича. После развода экс-супруги признавались, что сценарист беспробудно пил и поднимал на них руку.
Нервная работа, проблемы дома, алкогольная зависимость — все это затягивало петлю на шее режиссера. 17 сентября 1987-го Владимир Басов скончался от инсульта. В годовщину смерти артиста вспомним, какие профессиональные вершины он покорил и почему так и не обрел личного счастья.
Война, отбиравшая близких
В 1941-м юноша окончил 10-летку, отметил выпускной и съездил во ВГИК, чтобы узнать об условиях поступления. Планы об учебе пришлось отложить, когда грянула война. На фронте Басов не только организовал ансамбль художественной самодеятельности для поднятия боевого духа солдат, но и стал командиром батареи минометного полка. В феврале 1945-го Владимир возглавил штурмовую группу, с которой захватил опорный пункт немецкой обороны.
С войны Владимир Павлович вернулся героем
Будущий артист получил контузию, вернулся с войны в звании капитана и удостоился ордена Красной звезды. Наконец, настало время для исполнения мечты: Басов поступил во ВГИК. Причем, в отличие от других служивших абитуриентов, облачаться в форму и надевать медали на встречу с приемной комиссией Владимир не стал. «Считал, что это будет неуместно, — пояснял он принимавшему экзамены Сергею Юткевичу, — можно подумать, что я один воевал».
В 1952-м выпускник начал работать на «Мосфильме» ассистентом режиссера, а набравшись опыта, экранизировал спектакль «Нахлебник» и снял картину «Школа мужества». Второй фильм он должен был выпустить в паре с Мстиславом Корчагиным, но тот трагически погиб перед окончанием съемок, так что Владимиру пришлось завершать работу одному.
О нем
Он родился в небольшой деревне Белгородской области в семье красного комиссара и дочери священника. Его отец, финн по национальности, Павел Басултайнен, погиб в Средней Азии, когда сыну было восемь. В самом детстве будущий режиссер понял, что служба Родине — священный долг мужчины. Поэтому в 41-м он приписал себе год, чтобы уйти добровольцем на фронт.
За шестьдесят четыре года своей жизни артист и кинорежиссер успел отдать долг Родине, снять девятнадцать картин, сыграть более чем в ста тридцати кинофильмах и трижды вступить в брак. Известно, что Владимир Басов отдавал предпочтение определенному типу девушек: трижды он женился на великолепных актрисах, увлеченных карьерой и самодостаточных.
10 уникальных предметов, которые придумали специально для съемок кино (фото)
СМИ назвали регионы-аутсайдеры по вакцинации от коронавируса
Малыш пошалил: во время прямого эфира сын диктора озвучил важное событие
Разочарование в семейной жизни довелось испытать не только Владимиру Павловичу. Его экс-супруги, все как одна, признавались, что Басов пил беспробудно и позволял себе поднимать на них руку. Домашние проблемы плюс нервная работа и зависимость от спиртного — мало-помалу все это подорвало его здоровье и приблизило конец.
Роза Макагонова
Камнем преткновения в семье стал вопрос о детях. То ли Макагонова не хотела рожать из-за слабого здоровья, подорванного туберкулезом, то ли из стремления построить блестящую карьеру: декрет мог надолго выбить из колеи и лишить хороших ролей. Еще одной проблемой оказалась алкогольная зависимость Басова, начавшаяся после смерти друга и коллеги Мстислава Корчагина. Роза пыталась избавить мужа от пагубного пристрастия, но тем самым только больше отдалилась от него.
не пропуститеНаталью Фатееву прокляла соперница
Точка в отношениях была поставлена, когда на съемках «Случая на шахте восемь» Басов увлекся Натальей Фатеевой. Роковая красавица стала новой музой и второй женой режиссера — не простив измены, Роза спешно подала на развод.
Личная жизнь
Владимир Басов трижды пробовал обрести счастье в личной жизни. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать женщин, причем считавшихся первыми красавицами советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста. Даже в повседневной жизни он выглядел по-заграничному – изысканно одевался, курил дорогие сигареты и часто менял машины.
View this post on Instagram
A post shared by Родная история ???????⏳?????? (@history_ussr_russia) on Jul 28, 2021 at 10:30am PDT
С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.
Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, отучился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. С детства начал сниматься, а потом снимать фильмы. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни, хотела, чтобы и сын забыл об отце. Однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.
View this post on Instagram
A post shared by Ретро ТВ — путевки в детство! (@retro.cccp) on Sep 26, 2021 at 5:00am PDT
С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. Конечно, ему никто не поверил. На режиссерские знаки внимания актриса не обращала внимания, но Басов всегда умел красиво ухаживать, и Валентина не устояла. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.
Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре пара рассталась, вернее, Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.
Шоу «Пусть говорят» — «Секреты личной жизни Владимира Басова»
По версии сына, роман Титовой с Рербергом начался позже, когда мать переехала на съемную квартиру. А говорить, что один ушел, а другой остался, неверно:
«Просто брак изжил себя».
Александр – режиссер, продюсер и сценарист, создатель комедии «ДМБ» с порядковыми номерами 002, 003 и 004 (чтобы не путали с культовым одноименным фильмом Романа Качанова).
Как и отец, трижды женат, сейчас с актрисой Юлией Яновской воспитывает пасынка Петра. Сын Мстислав от первого брака, еще один внук Владимира Павловича – военнослужащий. Елизавета стала танцовщицей, вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Вырастила дочь Ариадну.
Наталья Фатеева
Владимир Басов-младший, ставший режиссером, как и его знаменитый папа, неоднократно давал интервью о непростом детстве. Родители были увлечены карьерой, так что ребенок жил с бабушкой и дедушкой в Харькове. Там мальчик чувствовал себя любимым и счастливым, трудности начались, после того как мама определила его в московский интернат.
не пропуститеБрошенные дети и отверженные мужья Натальи Фатеевой
Еще раньше, когда ребенку было четыре, родители развелись: Фатеева не вынесла чрезмерной ревности и пьянок Басова. «Очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, так меня мучил в последнее время, — признавалась актриса. — И после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали. И при этом сына своего не видел целых 10 лет, хотя мы жили на одной улице».
Владимир Басов-младший сетовал, что в старости мать отказалась с ним общаться
У Басова-младшего на этот счет имелось иное мнение. Во-первых, он уверял, что папа не был запойным алкоголиком, а лишь выпивал время от времени. Во-вторых, порой отец забирал мальчика из интерната, чтобы провести с ним день, а стабильно раз в месяц — звонил. «Как выяснилось позже, отец звонил мне гораздо чаще, просто мама не подзывала меня к телефону — не считала нужным», — сетовал Владимир Владимирович.
Полноценное общение отца и сына началось, когда Басову-младшему исполнилось 18 и он женился. На прогулке супруга Ольга предложила заглянуть к знаменитому режиссеру домой, и Владимир Владимирович согласился, хотя и не знал, какого приема ожидать. Выяснилось, что все эти годы папа внимательно следил за судьбой наследника и очень обрадовался, когда тот сделал первый шаг к укреплению семейных уз.
не пропуститеСын Натальи Фатеевой: «Мама сама отдалилась от нас с сестрой. Ей удобно, когда нет никого вокруг»
«Впоследствии отец как мог старался загладить свою вину передо мной — снимал в своих последних фильмах «Время и семья Конвей» и «Семь криков в океане», помогал материально. А когда мы с женой вынуждены были уйти из квартиры моей матери, помогал оплачивать съемное жилье», — отмечал Басов-младший.
Биография
О том, что у него сложится творческая биография, Владимир Басов, как это ни удивительно, понял не то что в молодости, а в очень раннем детстве. Актер и сценарист рассказывал, что еще в детском саду ощутил тягу играть отнюдь не в игрушки. При этом, как режиссер, любил, чтобы действие динамично развивалось, не терпел, когда в кадре и за кадром что-то тянулось, делалось медленно или без конца откладывалось.
View this post on Instagram
A post shared by Антикварные книги Abelbooks (@abelbooks) on Jul 27, 2021 at 10:33pm PDT
Валентина Титова
не пропуститеВалентина Титова о разводе с Владимиром Басовым: «Не смогла жить с алкоголиком»
Впоследствии Титова признавалась, что сперва не испытывала особых чувств к режиссеру, а просто хотела выйти замуж, как все подружки. Владимир Басов-младший и вовсе уверен, что третья супруга никогда не любила папу, так как не могла простить ему уход из БДТ, где Товстоногов сделал бы ее звездой.
Так или иначе, брак Валентины и Владимира Павловича продлился 14 лет и подарил режиссеру двоих детей, сына Сашу и дочку Лизу. Тем важнее артисту казалась роль Дуремара в «Приключениях Буратино»: сказку ведь полюбили ребятишки всей страны, в том числе и его наследники.
После третьего развода Басов жил с детьми
О браке с постановщиком Валентина Титова отзывалась крайне негативно: мол, Басов не гнушался поднимать на нее руку, заставлял отчитываться за каждую потраченную копейку, а то, что пил, умело скрывал. «Как-то получила оплеуху за то, что показала ему некую квитанцию, это я через годы поняла, что ему надо было ложиться на какое-то обследование. Я вообще не была знакома с темой алкоголизма. Мне было всего 22 года, я ничего не понимала. Зато, когда он во второй раз поднял на меня руку, я его чуть было не убила диваном», — отмечала Валентина Антиповна в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
не пропуститеВалентина Титова ненавидит Фатееву: «Она пыталась мной руководить, но не на ту напала!»
Также Титова жаловалась, что Наталья Фатеева не потеряла интерес к Басову и заявлялась к новой семье бывшего мужа домой. Когда Валентина Антиповна родила, Фатеева принялась поучать ее, как вести себя с ребенком, что, разумеется, не устроило молодую маму и обернулось скандалом.
Александр Басов стал режиссером, а Елизавета была танцовщицей
Титовой приписывали романы с кучей мужчин, в список возможных любовников попал даже Савелий Крамаров. На самом же деле уйти от Басова актриса решилась, только когда встретила оператора Георгия Рерберга. «Алкоголь меняет людей, это тяжело. Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком. Я бы никогда не оставила его, если бы все было как прежде. Если б осталась — могла убить», — признавалась Валентина Титова в эфире программы «Далекие близкие» канала «Россия 1».
не пропуститеВалентина Титова: «Георгия Рерберга убила женщина, и я ее знаю»
Когда Басов снова стал холостым, на горизонте возникла Наталья Фатеева. По слухам, она даже предложила режиссеру сойтись, но тот отказался входить в одну реку дважды. По подозрению третьей жены, Наталья Николаевна попросту имела виды на квартиру Владимира Павловича.
Ну а Титовой режиссер мстил как мог: подал в суд, чтобы отсудить полную опеку над детьми, и даже затребовал алименты. Каждому встречному сценарист жаловался, как супруга изменяла ему в браке, надеясь загубить репутацию Валентины Антиповны. Неудивительно, что после такого разрыва и обиды Басов зарекся жениться снова.
Как актёр Владимир Басов покорил сердца трёх красавиц советского кино
Владимир Басов — человек для отечественного кино уникальный. Его называли разносторонним артистом. Он обладал оригинальным лицом, выразительной мимикой и огромным артистизмом. Наиболее ярко талант актёра раскрывался в характерных ролях. Он был очень музыкален от природы, и, хотя его голос был несколько специфичен (хрипловат), в фильмах он исполнил много песен. Все отрицательные герои актёра притягательны, глубокомысленны и смешны. Сам же он снимал кино исключительно серьезное: «Битва в пути», «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Щит и меч». Красавцем его сложно было назвать, но по натуре он был очень обаятельным человеком и умел очаровывать. Оказываясь в обществе, он начинал говорить без передышки, и через десять минут все его уже обожали. Владимиру Басову доставались и в жёны, и в подруги первые красавицы советского кино. Он любил их пылко, но недолго. И расставания были такими же горячими, как и встречи. Владимир был женат трижды: на Розе Макагоновой, Наталье Фатеевой и Валентине Титовой.
Владимир Павлович родился в поселке Уразово Белгородской области в семье учительницы и кадрового офицера с финскими корнями Павла Басултайнена (фамилию которого, став артистом, сын сократит до удобного для произношения Басова). Актер в своих интервью вспоминал, что карьера военного предполагала переезды, потому где они только не жили: Воронеж, Курск, Липецк…Когда мальчишке было всего восемь, отец погиб на войне. Чтобы оставшаяся без кормильца семья не нищенствовала, маленький Володя с мамой отправились жить к его дяде — в Железнодорожный. Только там будущий актер, наконец, идет в школу.
До этого его образованием занималась только мама. Блестящий педагог, она смогла дать сыну необходимые знания за два года обучения, так что педсовет новой школы принял решение зачислить мальчика сразу в третий класс. Но талантливой маме будущего артиста не сиделось на месте. Скоро она получила хорошую работу в Калинине, и семья снова переехала. Все детство Басова — круговерть городов, разных школ и новых людей.
Постоянная смена декораций и характеров вокруг научила его внимательнее присматриваться к людям и ситуациям. К выпускному классу, который он заканчивал в Москве, Басов определился с будущей профессией — он захотел стать режиссером. Окончив школу в 1941-м, выпускник отправился во ВГИК — наводить справки о вступительных экзаменах. Он уже начал готовить необходимую программу, когда услышал по радио знаменитое обращение Левитана, торжественно и печально объявившего, что началась война.
Он отложил свою мечту о режиссерской карьере, приписал год в документах (будущему актеру не было восемнадцати), и отправился в армию. Талантливого юношу прикрепили к интендантской бригаде, в которой он быстро дослужился до лейтенанта. Но спустя 150 концертов на передовой, Владимира Павловича отправили в минометную бригаду. Его полк считается геройским — на счету солдат этой бригады множество подвигов. Басов прослужил там до самого конца войны. В последний год он получил ранение, был госпитализирован и даже мог быть комиссован, но настоял на том, чтобы вернуться в свой полк. 9 мая он встретил в звании капитана, с медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной звезды». Высшее военное руководство прочило Владимиру Павловичу военную карьеру, но продолжать дело отца он не захотел. После войны отправился исполнять давнюю мечту — поступать во ВГИК.
В 1947 году актер Владимир Басов поступает во ВГИК на режиссерский факультет к мастерам М. И. Ромму и С. И. Юткевичу. В 1952 году он заканчивает институт и зачисляется в штат режиссеров киностудии «Мосфильм». В этом же году он участвует в съемках фильма своего наставника Сергея Юткевича «Пржевальский», в качестве ассистента режиссера. В 1954 году на киноэкраны выходит фильм «Школа мужества», снятый по мотивам повести А. Гайдара «Школа», который становится одним из лидеров советского кинопроката. Это была дебютная режиссерская работа Владимира Басова. Кинолента была высоко оценена на кинофестивале в Карловых Варах как самый лучший воспитательный фильм.
Хоть Басов и позиционировал себя режиссёром, но зрители его полюбили именно за актерский талант. Ворчун-полотер, мастерски сыгранный Владимиром Павловичем в кинофильме «Я шагаю по Москве», сделал его знаменитостью. Актера стали узнавали на улице, подходили пожать руку, похлопать по плечу.
С этой ролью связана интересная история. Дело в том, что в жизнерадостном кинофильме вообще не было никакого полотера. Но еще на этапе читки сценария режиссер получил замечание от худсовета. Дескать, здесь нужен герой с критическим мышлением.
Роль, которую потом сыграл Басов, придумали на ходу, взяли в эпизод какого-то актера, который в день съемок заболел, да так и не явился на площадку. Басова режиссер увидел случайно: тот шел по коридору в другой павильон, где готовил свою работу. Коллеги попросили помочь — он не смог отказать. В результате — запоминающиеся черты лица, характерные движения, сипловатый голос и особая харизма сделали эпизод с ворчуном особенной изюминкой кинофильма, а Басова — популярным актером сначала у режиссеров, а потом у зрителей. Поговаривают, сам Михалков, отсмотрев эпизод, негодовал и требовал заменить Басова, так как его незначительный герой, получается, оттягивает внимание зрителя от главных героев! Но режиссёр фильма Георгий Данелия капризы начинающей звезды проигнорировал, оставив все кадры с Владимиром Павловичем на месте. Затем Владимира часто стали приглашать в кино в качестве актера. Фильмография его насчитывает более 80 фильмов, многие из которых стали очень популярными. В некоторых из них он выступал не только как актер, но и как автор сценария.
Три жены Владимира Басова.
Владимир Басов был женат трижды. Всех жен объединяла так называемая хрустальная красота и внутренняя холодность. Многие говорили, что красавицы, окружавшие режиссера, готовы были клясться ему в любви, лишь бы находиться поблизости к кинематографу и быть уверенными, что не останутся без ролей.
Первой женой стала актриса Роза Макагонова. Они познакомились во время учебы во ВГИКе, поженились на третьем курсе в 1949 году. Однокурсники завидовали: юноша с такой нестандартной внешностью так легко завоевывает сердца самых отменных красавиц! Известно, что Басов ее обожал, а вот у Розы сильного ответного чувства к нему не было.
«С ее стороны глубокой влюбленности не было, но она ценила его заботу и порядочность» – вспоминала одна из подруг Розы.
«Харизма и талант, и вот, даже самая очаровательная Розочка согласилась стать его женой!»
Басов снимал Розу почти во всех своих фильмах. И все же они не смогли жить вместе. О причинах развода говорили разное. Одни уверяли, что все произошло из-за того, что Роза не хотела рожать детей. Считала, что при ее болезни (у актрисы был туберкулёз) это было бы преступлением. А другие уверяли, будто Басов и не настаивал на детях, ему якобы недоставало любви. Поэтому он и начал искать связи на стороне. Расстались они по обоюдному согласию. И все же не обошлось без скандала. Когда муж собрал нехитрые пожитки, Роза кинула ему вслед раскладушку. Басов увернулся, но посчитал полезную вещь необходимой в хозяйстве и забрал с собой.
Развод состоялся в 1957 году. Хоть расстались они со скандалом, позже бывшие супруги наладили отношения и хорошо общались друг с другом. Макагонова изредка навещала Басова, когда он лежал в больнице. И очень переживала, когда узнала, что он умер от инсульта.
Когда покорять Москву приехала такая же прохладная красавица Наталья Фатеева, Басов был в числе первых, кто с ней познакомился. Актриса вспоминает, как была влюблена в талантливого и словно бы одержимого идеей кино мужчину:
«Может, Басов внешне и не красавец, но он красивый человек, с Богом в душе…» — говорила Фатеева.
В 1958 году они поженились, и скоро у Басова появился долгожданный наследник — сын Владимир.
Владимир Басов-младший.
Владимир Басов-младший тоже связал свою жизнь с кино. Он является актером и режиссёром.
Наталья искренне восхищалась мужем. Если бы не одно но… Басов пил. Много. И жутко ревновал. Ведь Наталья пользовалась сумасшедшим успехом у мужчин. Но сама Наталья постоянно пыталась убедить ревнивого мужа в том, что кроме него ей никто не нужен. Она всегда с брезгливостью отвергала предложения, которые к ней поступали от мужчин. Хуже, что ревновать Басов начал не только к мужчинам, но и к профессиональному успеху Натальи – что было совсем уж невыносимо.
«Время моего замужества оказалось довольно трудным. Он ревновал меня к моей внешности, успехам в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?»– рассказывала она в одном из интервью.
После пяти лет брака Фатеева приняла решение развестись. После развода они еще три года вынуждены были жить в одной квартире, а позже – на одной улице. В 1965 Наталья вышла замуж за лётчика-космонавта Бориса Егорова, но и этот брак вскоре распался.
Третьей супругой Владимира Басова стала актриса Валентина Титова.На пробах к картине «Метель» режиссер, впервые увидевший Валентину, сразу заявил: «Женюсь!». Актриса рассмеялась и еще долго держала оборону. Она не принимала всерьез ухаживания мужчины. Во-первых, он на 18 лет старше! Во-вторых, она тогда сама была влюблена без памяти – в актера Вячеслава Шалевича. Но тот был женат, в семье рос ребенок. Когда Титова призналась Шалевичу, что ей сделал предложение Басов, он опешил и заявил, что тоже может жениться на ней. Но за тот год, что развивался их роман, Титова уже поняла: этого никогда не случится, она только теряет время. А ей, как и любой нормальной женщине, так хотелось семью, ребенка. Знала бы на что она идёт, когда приняла предложение Басова и переехала к нему. Оказалось, что это тот самый случай, когда обещать — не значит жениться. Как только знаменитый режиссёр заполучил красавицу-актрису, он перестал говорить об официальной регистрации. В скором времени у них родился первый ребенок. Дома она напоминала, что ей хотелось бы нормальной семьи, штампа в паспорте, ведь у них общий ребенок. А Басов, как рассказывала актриса в интервью, считал, что ни к чему торопиться с формальностями. Вот лет через 10-15 — можно.
Но не только статус матери-одиночки беспокоил Валентину Антиповну. Очень тяжело приходилось в хозяйстве, ведь Басов постоянно употреблял слово «должна». Должна была Титова очень многое: обстирывать двух детей и их отца, хлорировать все поверхности, гладить всё вплоть до носков, готовить несколько блюд. А еще, когда режиссёр приходил домой без настроения, она должна была его поддержать, успокоить. Слушать мужчину тоже надо было до ночи. Если Титова признавалась в усталости, то начинался крик. Со временем режиссер все же оформил отношения с Валентиной Титовой. Но официальный брак не стал преградой для измен со стороны Владимира.
«Да, он бегал к другим женщинам, — признавалась в одном интервью актриса. — Я никогда не спрашивала: Где был? Почему так поздно? Я все чувствовала, но делала вид, будто ничего не происходит».
Владимир Басов с сыном Александром и дочкой Елизаветой.
Но даже женщину с таким философским подходом к изменам безудержные звонки почитательниц таланта Басова приводили в бешенство. Терпеть признания в любви пылких поклонниц порой было невозможно. Однажды у Титовой так «накипело», что она в порыве гнева сказала мужу: «Если ты не оградишь меня от своих измен и сумасшедших поклонниц, положу тебе на лицо раскаленный утюг, когда уснешь!» И всё же актриса прожила с Владимиром 14 лет. В какой-то момент больше не смогла выдерживать придирок Басова, его беспочвенных припадков ревности к любому столбу, и его пьянства.
«Бывало и такое, что наши знаменитые соседи – режиссёры Чулюкин и Таланкин – подтаскивали пьяного Владимира Павловича к двери и оставляли у порога» — вспоминала Валентина Титова.
Ушла она с одним чемоданом и лампой, сняла квартиру. Суд при разводе решил оставить обоих детей с отцом. Ведь у Басова была шикарная пятикомнатная квартира и хороший заработок. Титова тяжело переживала этот период жизни. Басов настраивал детей против нее. Мол, мама вас бросила и ушла к другому мужчине. Это было совершенной неправдой: актриса начала близко общаться с оператором Георгием Рербергом лишь после того, как несколько месяцев прожила одна в съемной квартире.
«С Рербергом я познакомилась совершенно случайно. Никто меня не забирал из семьи. Он сам был нищий, без квартиры даже. Десять лет я его обеспечивала. Но это была любовь!» — рассказывала Валентина Титова
«Он жил с мамой, и, помню, зайдя к ним как-то в гости на чай, я так расслабилась, что нечаянно заснула. А просто в новинку все это было для меня: тишина, покой, никто не летает над тобой смерчем» — дополнила Титова.
Дочь Владимира Басова – Елизавета – окончила Балетную академию им. А. Я. Вагановой и была довольно успешной танцовщицей. После развала СССР она уехала жить в Грецию и выступала там по контракту. Позже она работала и жила в Париже, однако вернулась в Афины и в настоящее время живёт там. Сын Александр связал свою жизнь с кино. Он стал кинорежиссером.
«Папа обожал пижонить. Родители вывозили нас летом за границу. И я помню, как, приезжая в какой-нибудь город, мы первым делом неслись в магазины, где папа выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки… Еще он не мог жить без машин и гениально их водил. Начинал с «Москвича», а потом одна за другой у него менялись «Волги», которые в те времена просто так никому не выдавались, а ему их привозили прямо с завода» — поделилась в одном из интервью дочь Елизавета.
«В ресторане «Националь» у него был свой официант, у которого он покупал блоки сигарет. Курил только хорошие американские, доставать их было архисложно», – добавил сын Александр.
После ухода третьей супруги Басов впал в депрессию и начал еще больше злоупотреблять алкоголем. Это спровоцировало ухудшение состояния здоровья. В 1983 у него случился первый инсульт. Немного оправившись от болезни, режиссер вернулся к работе. В 1986 году Владимир снял свой последний фильм «Семь криков в океане», за который получил долгожданное звание народного артиста СССР. Также в последние годы жизни Владимир Басов выступал в качестве режиссёра-консультанта. Когда ему стало совсем плохо, его бывшая жена Валентина Титова навещала его, ухаживала и убирала в квартире. Осенью 1987 года у Владимира Басова случился второй инсульт и его не стало.
Ухудшение здоровья и смерть
Режиссер прожил всего 64 года
Тяжелые съемки «Дней Турбиных» и уход третьей жены усугубили депрессию Басова. К тоске и переутомлению добавились постоянные боли в сердце, а в 1983-м режиссер перенес инсульт, после которого ему так и не удалось восстановить двигательные функции левой руки: она висела плетью. Тем не менее постановщик продолжал работать: писал сценарии, снял фильмы «Время и семья Конвей» и «Семь криков в океане».
не пропуститеСын Владимира Басова: «Он не верил, что умрет, а умер внезапно»
17 сентября 1987-го режиссер умер от повторного инсульта, когда пошел бриться в ванную. «Мне кажется, что отца убила война, — заключил старший наследник артиста Владимир. — На фронте у него была контузия, а это серьезная травма головного мозга. Всю жизнь у папы болели глаза, которые он постоянно должен был лечить, а впоследствии это стало причиной нарушения мозгового кровообращения и спровоцировало инсульт. Тем не менее о пережитом в военные годы отец мне говорил так: «Самое счастливое время для меня — фронт, потому что тогда в моей жизни был смысл, я понимал, для чего живу. К сожалению, после войны я это ощущение утратил».
По материалам «Бульвар Гордона», «».
Фото: Legion-Media, Анатолий Ломохов/PhotoXPress.ru, личный архив, Facebook.com, кадры фильмов «Шаг навстречу», «Школа мужества», «Приключения Буратино»
Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
Постер художественного фильма Владимира Басова «Тишина» (1964)
Юрий Ярошенко. Постер художественного фильма Владимира Басова «Битва в пути» (1961)
Евгений Гребенщиков. Постер художественного фильма Владимира Басова и Мстислава Корчагина «Школа мужества» (1954)
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно — он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Работать с Басовым было очень ответственно и не просто. Это был художник огромного профессионального мастерства, требовательности, враг приблизительных разговоров и решений, которыми, к несчастью, полна наша работа на съемочной площадке; это был мастер точного видения, он умел находить и фиксировать из тысячи выражений глаз одно — нужное ему.
Режиссер Михаил Швейцер о требовательности Владимира Басова
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.
Владимир Басов в роли разведчика Бруно в своем художественном фильме «Щит и меч» (1968)
Владимир Басов в роли Антона Круглова в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Владимир Басов в роли Виктора Мышлаевского в своем художественном фильме «Дни Турбиных» (1976)
Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Идея ленты появилась на «Мосфильме» еще в начале 1960-х годов. Руководители студии решили, что в советском кинематографе мало примеров фильмов о шпионах.
Басов подошел к работе над картиной с присущей ему серьезностью. Он добился встречи с настоящими разведчиками, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Режиссер много спорил с руководством «Мосфильма». Чиновники хотели видеть главного героя могучим русским богатырем, а Басов полагал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. Он настаивал на кандидатуре актера Станислава Любшина, он легко мог сыграть такого персонажа. Мнение режиссера поддержали настоящие разведчики, и Любшин сыграл в картине «Щит и меч» Александра Белова. Роль Генриха Шварцкопфа сыграл Олег Янковский. Басов тоже выбрал актера самостоятельно. С Янковским режиссер впервые встретился во Львове в Доме актера. Он выглядел как типичный интеллигентный молодой человек, именно такой типаж требовался для «Щита и меча».
Съемки картины проходили в СССР и в ГДР — Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной — ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками.
В 1970-х годах Басов продолжил активно работать в кинематографе и как режиссер, и как актер. Он появился в эпизодах в картинах «Бег», «Большая перемена», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Приключения Электроника» и многих других, снял четыре фильма — «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%», и «Дни Турбиных». Последней работой — экранизацией одноименного произведения Михаила Булгакова — Владимир Басов особенно гордился. Снимать фильм по пьесе Булгакова в СССР не разрешали, но Басов сумел договориться с руководством студии и картина, которую критики назвали «абсолютно булгаковской», вышла на экраны в 1976 году.
Снимать фильм о белой гвардии да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина — то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа — семьсот человек и в основном интеллигенция, другое дело — когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди.
Валентина Титова о фильме Басова «Дни Турбиных»
Трехсерийный телевизионный фильм «Дни Турбиных» аудитория встретила с восторгом. Критики высоко оценили вклад Басова в успех картины: в «Днях Турбиных» Басов не только был режиссером и сценаристом, но и исполнил одну из самых запоминающихся своих ролей — он сыграл штабс-капитана Мышлаевского.
Во второй половине 1970-х годов Басов был вынужден сделать небольшой перерыв в режиссерском творчестве. Его подвели слабое здоровье — в 1974 году у Басова случился инфаркт — и проблемы в семье. В 1978 году он развелся со своей женой Валентиной Титовой.
Фильмы
Фильмография Владимира Басова-актера в разы обширнее, чем список режиссёрских и сценарных работ. Дебют в кино произошел в 1954 году в «Школе мужества», что было началом блистательной актерской карьеры. За свою жизнь Басов сыграл более чем в 130 фильмах. Одним из самых ярких эпизодов стала роль в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», исполнитель которой, как говорится, проснулся знаменитым и востребованным.
Примечательно, что роль Басова никто не планировал, она возникла случайно. Картину ещё на этапе читки сценария начали критиковать, так как не было в ней критического отношения к жизни, которое тогда было обязательным для советского кинематографа. Поэтому образ недовольного всем и вся полотера сочиняли прямо на съемочной площадке.
Актер, который должен был играть этот эпизод, заболел. Совершенно случайно на студии оказался Владимир Павлович, он как раз работал над очередным фильмом и проходил мимо. Необычная внешность выделяла артиста из толпы. Как вспоминают коллеги по актерскому цеху, за Басовым всегда хотелось следить, он умел моментально приковывать к себе внимание.
Наверное, поэтому Владимир не стремился играть главные роли, а с блеском исполнял второстепенные. Среди таких героев – кандидат в женихи в мелодраме «Москва слезам не верит», агент по недвижимости в комедии «По семейным обстоятельствам», озабоченный собственными похоронами клиент нотариуса в «Ищите женщину».
В «Принцессе цирка» бывший циркач в исполнении Басова ловко тушил разгорающиеся конфликты, порой прибегая к откровенному обману, оперный певец в «Мимино» помогал заселиться в элитную гостиницу простому лётчику.
Но не стоит думать, что Владимир Павлович умел создавать только комические образы, он великолепно играл в классических картинах. Можно вспомнить его «Карусель», «Бег», «Преступление и наказание». Неоднократно артист снимался в фильмах на героическую тему: «Срочно…Секретно… Губчека», «Тегеран 43».
Отдельно стоит рассказать о детских фильмах. Басов сыграл всем известного Стампа в «Приключениях Электроника» и Серого Волка в «Красной Шапочке». При слове «Дуремар» в памяти всплывает фото героя в нелепом колпаке, несуразного и смешного, занимающегося неприятными делами, чтобы заработать на жизнь.Совсем недетским получился у актера принц Лимон в «Чипполино». Киноведы разглядели в этом фильме аналогию с реалиями, наступившими через 40 лет:
Все эти образы получились у актера великолепно. Но в сказках он запомнился не актерской игрой, а своей искренностью. Присутствовавшие на съемочной площадке рассказывали, что Владимир Павлович всегда был окружен детьми, обожавшими артиста и чувствовавшими его доброту. А, как известно, детей обмануть невозможно.