Детство, учеба
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936-го года в селе Титовка Тамбовской области. Кроме нее, у родителей была старшая дочь Клава. С детских лет Шура мечтала стать актрисой — пела в хоре, танцевала и много читала, успевая при этом отлично учиться и помогать родителям в повседневных деревенских заботах. После окончания школы, несмотря на протесты родителей, девушка уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского.
Учеба давалась Шурочке легко, а ее артистические способности вызывали зависть менее красивых и талантливых сокурсниц. Окончив институт в 58-ом году, молодая актриса по распределению попадает в труппу Брестского драматического театра.
Грета Гарбо советского кино
Есть счастливчики, которым с самого рождения всего дано в избытке. К таким людям относилась советская актриса Александра Завьялова. Красота, талант, поклонники, настоящая любовь. У неё было все, чтобы быть счастливой. Казалось, что весь мир лежал у её ног, а в жизни должно было ждать лишь только хорошее. Однако все вышло совсем по-другому. Почему жизнь этой красивой женщины и талантливой актрисы закончилась так страшно? Что это было? Трагическая случайность или намеренное убийство? Попробуем в этом разобраться.
Звездное начало актерской карьеры
Ее театральная карьера начинается удачно — актрисе дают главные роли в классическом репертуаре, появляются поклонники. Не прошло и года, как Завьялову пригласили в Москву на одну из главных ролей в картине “Люди на мосту” (1959 г.).
Александра Завьялова. “Люди на мосту” 1959 г
Фильм имел успех, актрису заметили и сразу же предложили главную роль в лирической комедии “Алешкина любовь”. Картина вышла на экраны в 60-ом году и прославила главных героев — стрелочницу Зинку и ее верного поклонника Лешку (Леонида Быкова). В Брест Шура уже не вернется.
Лешка и Зинка. “Алешкина любовь” 1960 г
За последующее десятилетие актриса снимется еще во многих картинах, лучшей из которых станет историческая драма “Тени исчезают в полдень” (70-71 г.). Завьялова блестяще исполнит роль Серафимы Клычковой (монахини Пистимеи) — бывшей богачки, ненавидящей советскую власть.
Пистимея. “Тени исчезают в полдень” 1970-71 г
К сожалению, обстоятельства в ее жизни сложатся так, что эта работа в кинематографе станет для Александры последней. Крошечную роль в картине “Белые одежды” 20 лет спустя, мне кажется, можно не считать.
Биография
Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально.
Личная жизнь
В первый раз Завьялова вышла замуж в 23 года за ленинградского художника Дмитрия Бучкина. Молодая семья поселилась вместе с родителями мужа. Вскоре родилась дочь Татьяна. Свекровь с самого начала невзлюбила Александру — по ее мнению, невестка слишком много времени проводила на съемках и не уделяла ее любимому сыну должного внимания.
Дмитрий Бучкин. Фото leningradart.com
Дмитрий, как творческий человек, понимал жену, но противостоять матери был не способен. Естественно, все кончилось разводом. Тем не менее, расстались супруги друзьями и всю дальнейшую жизнь поддерживали связь.
На короткое время в жизни Завьяловой появился американский миллионер — Отелло Черезолли, который приехал в Советский Союз по своим торговым делам. Они встретились совершенно случайно и влюбились друг в друга.
Отелло Черезолли. Фото anews.com
Каждый из них понимал, что у этой истории нет будущего, но все закончилось гораздо раньше, чем они рассчитывали: американца просто выдворили из страны, в чем-то обвинив, а у Завьяловой начались неприятности на “Ленфильме”. В то время за связь с иностранцем уже не сажали, но репутацию неблагонадежной гражданки актриса заработала.
Потом у Александры завязались отношения с выпускником ВГИКа, режиссером Резо Эсадзе: он приехал в Ленинград в 64-ом году снимать свою дипломную картину “Фро”.
Конечно, главную роль Фроси в этом фильме исполнила Завьялова. У актрисы зародилась надежда на устройство личной жизни и удачный творческий тандем, но ничего не получилось. После выхода еще одного фильма Резо с Завьяловой в главной роли (“Четыре страницы одной молодой жизни”, 1967 г.), руководство киностудии откровенно заявило режиссеру, что “на Завьялову мы работать не будем”. Вскоре Эсадзе уехал и актриса осталась одна. Александра была не из тех людей, кто добивается ролей любыми способами. Ее, практически, перестали снимать.
Резо Эсадзе “Из жизни отдыхающих”
Актриса тяжело переживала свою невостребованность, но не сидела “сложа руки” — ездила с концертами по стране. Дочь росла на два дома: в отсутствии матери, жила с отцом и его родителями. Потом Завьялова купила квартиру по-больше и перевезла из села свою маму (правда, вскоре пришлось отправить ее обратно — пожилая женщина не прижилась в мегаполисе). Личную жизнь актриса больше не пыталась устроить.
Отелло
В 26 лет Александра Завьялова познакомилась с иностранцем, Отеллло Черезолли. В самолете «Москва — Одесса» их места оказались рядом. Импозантный мужчина наливал очаровательной соседке боржоми и осыпал комплиментами. Наутро в гостинице она нос к носу столкнулась с новым знакомым. Завьялова рассказала, что общались они на немецком. Александра помнила его со школы, а ее кавалер знал шесть языков. Встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя – эти две недели актриса запомнила навсегда.
Она знала, что в США его ждет жена, но он уверял, что любит только ее – свою русскую красавицу. По рассказу Завьяловой, Черезолли был адмиралом военно-морских сил США, владельцем пароходной фирмы, поставлявшей пшеницу в одесский порт. Ему было 54, но она без раздумий вышла бы за него замуж. Однако сказка быстро закончилась. Оказалось, все время, пока длился их роман, за ними следили, все разговоры записывали, представили кучу фото, где они вместе.
— Кому понадобилось вас разлучать? – спросила я Александру Семеновну.
— Откуда я знаю? Когда мы расставались, оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон-грата, и он уехал в Нью-Йорк. А я от мужа ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого. Он воспринял это на удивление спокойно. И мы развелись.
Завьялова никогда не пыталась разыскать своего Отелло, но у нее был его адрес. Конечно, она мечтала поехать в США и с ним встретиться. Или ходить к нему на могилу, если он умер. Призналась, что любит его до сих пор.
Теперь уже трудно сказать, что в этой истории было правдой, а что вымыслом. В середине 1990-х Александра Семеновна два года провела в психиатрической клинике. Об этом она тоже без слез не могла вспоминать.
— Что я там вытерпела, страшно вспомнить. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, просила, но они закрывали двери…
Мне пора уже было уходить – Александра Семеновна сказала, что очень устала. На прощание она прочитала стихотворение, которое посвятила своему Отелло. Странные, немного напыщенные строки, но женщина так чувствовала и так любила.
Подари мне лунный океан, Созвездие Водолея, Там небо розовое, И речка вечная, как жизнь. От зноя ты меня сберечь сумей, Приди ко мне сквозь вечность мирозданья, Мне розы принеси цветок, Возьми с собой мою земную нежность…
Роковое решение
Когда Завьяловой исполнилось 40 лет, у нее случился мимолетный роман во время приезда к родителям в Титовку. Актриса забеременела и приняла решение оставить ребенка. Имени отца она никогда не упоминала. После рождения сына Пети (кстати, бывший муж Дмитрий Бучкин мальчика усыновил), ее здоровье начало ухудшаться. На тяжелое эмоциональное состояние из-за невозможности заниматься любимым делом, наложилась послеродовая депрессия. А рядом не нашлось человека, который бы посоветовал Александре показаться врачу. Возможно, своевременная помощь могла бы предотвратить последующие события.
Когда исчезают тени?
Многосерийный фильм режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского — это экранизация романа-эпопеи одного из самых известных советских писателей Анатолия Иванова. Повествование охватывает десятилетие — с дореволюционных лет до послевоенного времени. Положительных героев играли Петр Вельяминов и Нина Русланова, а Александре Завьяловой досталась роль злодейки — она играла наследницу богатых сибирских промышленников Серафиму Клычкову, которой после Октябрьской революции пришлось жить под чужим именем (Пистемея Морозова) и вредить советской власти.
Статья по теме
111 придирок. Режиссер сериала «Тени исчезают в полдень» о съемках картины Роль получилась яркой, зрители в своих письмах на телевидение на полном серьезе проклинали «злодейку», но самой Завьяловой далась очень трудно.
«В ней я всю себя выложила! Даже поседела во время съемок. От напряжения. В гримерке перед зеркалом выдернула белый, как снег, волос. Это в 33 года! Ужас», — рассказывала она в давнем интервью «Экспресс-газете».
«Ей приходилось очень “ломать” себя на съемках… Непросто все было», — вспоминал в интервью «АиФ» режиссер Владимир Краснопольский.
Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень». 1971 год. Фото: Кадр из фильма
Психиатрическая лечебница
В поведении Завьяловой появились странности: она никого не подпускала к Пете. Особенное недоверие испытывала к медработникам. За 2 года жизни мальчика, ему не сделали ни одной прививки. Однажды по звонку “доброжелателей” из числа соседей, в квартире появились медики и забрали растерявшуюся актрису в психиатрическую лечебницу. Несовершеннолетней дочери Татьяне брата оставить не могли. Петю отправили в Дом малютки.
Актриса провела в лечебнице полтора месяца. Ее выпустили после того, как обманным путем заставили написать заявление о выходе на инвалидность в связи с психическим заболеванием. Уверяли, что это временная справка, которая никак не коснется ее работы. Вышло с точностью до наоборот: никто и не собирался снимать с Завьяловой инвалидность. Мало того, на основании этого документа актрису через год уволили из Театр киноактера. Закрылась дорога и на Ленфильм.
Первые роли и фильмы
В картине она сыграла подрывницу Лену. Её героиня — сильная женщина, способная на героические поступки. Спасая людей, она жертвует своей жизнью. Актриса так хорошо сумела передать этот образ, что зрители и режиссеры обратили на неё свое внимание. После этой картины последовали новые предложения.
Завьялова Александра (актриса) получила широкую известность после картины «Алешкина любовь». Она сыграла здесь главную героиню Зинку. В этой роли могли сняться такие известные актрисы, как Изольда Извицкая, Людмила Гурченко, Ия Арепина. Но для съемок выбрали Александру Завьялову. Её партнером по фильму стал актер Леонид Быков. Нежная и трогательная история любви Алексея поразила зрителей. Актриса показала, как меняется в лучшую сторону обычная девушка Зина, которая в конце фильма смогла оценить всю красоту чувств влюбленного юноши.
Сын Петр — к чему привела слепая любовь
Завьялова вернулась домой. Забрала Петю из Дома малютки и попыталась наладить разрушенную жизнь. После пережитого, характер Александры изменился: от энергичной, жизнерадостной женщины ничего не осталось. Она замкнулась в себе и избегала любого общества. Все свои силы и любовь актриса отдавала сыну. Она превозносила его достоинства и не хотела замечать недостатки. Неудивительно, что мальчик рос с ощущением своей исключительности и вседозволенности. Результаты не заставили себя ждать: в 14 лет он связался с плохой компанией и начал пить. Вся дальнейшая жизнь Завьяловой станет борьбой с алкоголизмом сына.
Дети Александры Завьяловой — Татьяна и Петр Бучкины. Фото stuki-druki.com
Сестра Татьяна неоднократно определяла Петра в клинику, но результата хватало только на пол-года. Он не удерживался ни на одной работе, жил за счет материнской пенсии и помощи сестры. Татьяна не раз предлагала матери переехать к ней, но Завьялова не могла оставить “бедного, больного Петеньку”.
Александра Завьялова с внучкой Дариной на своей даче в Гатчине. Фото eg.ru
За день до 80-ти летия актрисы — 3 февраля 2016-го года, в квартире Татьяны раздался ночной звонок. Это был Петр. Он сказал: “Кажется, я убил ее…” Татьяна с мужем примчались на квартиру матери и увидели страшную картину: на диване сидел невменяемый пьяный брат, а на полу в кухне лежала мама в луже крови. Она была уже мертва. На кухонном столе лежал нож…
Петр не мог вспомнить, как это случилось. Никогда раньше он не поднимал на мать руку. Возможно, несчастная женщина стала жертвой пьяной галлюцинации сына. Суд признал Петра виновным в убийстве и приговорил к 8-ми годам лишения свободы.
Петр Бучкин в зале суда. Фото ria.ru
Когда стало известно о смерти Завьяловой, СМИ и телевидение посвятили ее памяти много статей и передач. Почему-то живая актриса никого не интересовала. Когда в 1994-ом году ей присвоили звание Заслуженной артистки России, актриса узнала об этом из газет. Никто не удосужился даже позвонить…
8 февраля Александру Семеновну Завьялову похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с часовней Ксении Блаженной. На погребении присутствовали только близкие родственники.
Фото kp.kz
Оцените статью:
Версия следственных органов
По сведениям, предоставленным прессе 8 февраля 2021 г, в круг подозреваемых в преступлении попал сын актрисы Пётр. Методом проведения оперативно-розыскных мероприятий он был задержан для выяснения обстоятельств гибели матери.
В результате следствия выяснилось, что Александра Завьялова погибла от рук напавшего на нее преступника. Мужчина, находившийся в подвыпившем состоянии, «на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений» ударил ножом свою 79-летнюю мать, скончавшуюся на месте.
Творчество 60-х
Актриса в 60-х была особо знаменита. Во многом ей помогла роль Зинки из музыкальной драмы «Алёшкина любовь». Тогда женщина работала в паре с Леонидом Быковым, супруга которого очень ревновала и всегда находилась с ним во время съёмок.
Причина очевидна: лицо актрисы украшало не только «Советский экран», но даже американский глянец «Life» (16 июня 1961 года). Для фотосессии был выбран один из номеров столичной гостиницы «Националы». Его редакторы прозвали актрису советской Greta Garbo, а отечественные режиссеры предлагали звезде только первые роли. Женщина также попала в список самых известных людей СССР, удостоенных фотосессии Филиппа Халсмана (прежде он работал с такими кино-дивами, как Brigitte Bardot, Sophi Loren, Marilyn Monroe и Audrey Hepburn).
Этот поступок был очень наглым даже для хрущевской оттепели. Но представители органов власти отреагировали не сразу. Ведь СССР стремился доказать «прогнившему Западу», что и здесь есть красивые актрисы. Продолжением мирового триумфа звезды стало участие в столичном фестивале 63-го года. На нем присутствовали такие известные личности, как Jean Marais и Giulietta Masina.
Фильмография конца 50-х
Кинодебют Александры состоялся в ленте «Песнь о Кольцове», где она сразу получила главную роль. Основной сюжет фильма построен на отрезке из жизни знаменитого поэта России, который приходился на 30-е года 19 века. Отличает его от литераторов род занятости — предпринимательство, которому он посвятил всю свою жизнь, являясь продолжателем семейного дела. Алексей души не чаял в стихах и любви к крестьянке, героине Завьяловой. Но волею судьбы главные герои так и не смогли воссоединиться, поэт обручился с нелюбимой девушкой, а затем покинул мир живых в 33-летнем возрасте.
Следующую роль она сыграла в драматическом фильме «Люди на мосту», где ей предстояло воплотиться в мастера-подрывника Лену. Ее героиня была смелой и красивой, с внебрачным сыном. Она влюбила в себя сына начальника по возведению моста. Эта связь стала притчей во языцех, где женщина примерила образ злого гения для интеллигентов Булыгиных. Конец истории — девушка пожертвовала своей жизнью во спасение других людей. После амбициозной подрывницы, актриса неоднократно примеряла амплуа «роковых» женщин, проявляя силу, привлекательность, и своего рода угрозу.